Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Польские изюминки
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 98;

Варшава, 10-13 марта, бот-шоу «Wiatr i Woda». Польская выставка с самой длинной "биографией" – эта уже 17-я. Она же самая представительная: 240 экспонентов (в прошлом году было 237), из них 9 зарубежных. Занимает около 9000 кв.м. крытой площади (в прошлом году - 8000). С прошлого года выставка внесена в календарь Международной Федерации Организаторов Бот-шоу (IFBSO) - весьма почтенной организации, под эгидой которой собраны 48 самых значительных выставок в 24 странах на 4-х континентах.

Ровно год назад я дал максимально подробный репортаж с этой выставки («Фарватер», №2/2004). Так вот: практически всё, написанное тогда, справедливо и по отношению к выставке нынешней. Торговые марки плавсредств и их количество (к примеру, катеров в прошлом году было 26, в этом – 29; крейсерских яхт было 14, сейчас 13), ассортимент сопутствующих товаров, калейдоскоп услуг и опций, рекламные приемы - практически все повторилось. Образец добротной стабильности. Поэтому нет смысла вновь перечислять всё по пунктам, лучше отметим новинки рынка и заострим внимание на особо нетипичных для Украины моментах.
Итак, начнём с павильона яхт и катеров. И вот что сразу заметно по сравнению с Дюссельдорфом («Фарватер», №1/2005): здесь нет такой экспансии деревянных изделий и классических форм, мало удорожающей суда атрибутики. Прагматизм в конструкции судов доминирует. Явный расчет на клиента, по сравнению с западноевропейским, столь же активного (судя по ассортименту), но менее денежного (судя по исполнению).
Вход на борт большинства яхт и катеров – в бахилах, как обычно. Пускают всех, не делят на «потенциальных клиентов» и «остальных», как зачастую у нас... Пожалуй, рекордсменом популярности у посетителей была парусная яхта Delfia 40 - самая большая из выставленных: у неё целый день стояла очередь (!).
Из беседы с Войцехом Котом, Перезидентом Ассоциации польских яхтостроителей и совладельцем "Delfia" (подробно о верфи – в материале на ?-?-?-?-? странице): «Бум малого судостроения идет волной с запада на восток. Сейчас именно Польша находится на его гребне, из других постсоциалистических стран только Словения имеет достаточно большую верфь («Элан»). Но мы уверены, что в ближайшее время именно в Украине будет расти как производство, так и рынок сбыта, ведь условия для яхтинга там просто замечательные. Скорость роста будет зависеть в первую очередь от менталитета потребителей и, во вторую, от изменений в законодательстве. Что касается технологии, мы готовы делиться своим опытом…"
Маленький штришок: даже на бахилах посетителей яхт и катеров компании «Delfia» стоят фирменные логотипы. Посетитель ни на минуту не должен забыть, кто создал эту красоту.
Признак крупных компаний, стремящихся к лидерству – презентация новых моделей. У «Галеона» это Galia 565, у «Delfia» – Sportina 25 и Phila 880, у «Balt-Yacht» – Avror 215, у «Ostroda» – Cap Camarat 725, у «Шлепск» – Twins 500, у «Skipper Yacht» – Skipi 500… О последних двух – подробнее: это гоночные яхты польского национального класса (Zagle 500, 5-метровый каютный швертбот с глиссирующими обводами, бушпритом и геннакером), на выставке было сразу три его представителя. Все качества действительно «народных» яхт, востребуемых гонщиками. А вот 730-й нет ни одной. Прошла на них мода?
Интересная тенденция: на стенде моторов Honda есть также надувные лодки Honda, моторы Yamaha тоже дополнены одноимёнными лодками, а к Mercury «штатно» прилагается обширный ряд Quicksilver - надувные лодки и катера. Покупатель, таким образом, может, не задумываясь, доукомплектовать мотор плавсредством (и наоборот) того же уровня и идеальной (как заявляют сами производители) совместимости. Да, сейчас всё больше ценятся комплексные решения (как и во многих других областях).
На стенде MerCruiser стоит здоровенный черный RIB с двойной водительской консолью в задней части кокпита и 12-ю пассажирскими сидениями (по типу продольных мягких «пуфиков» со спинками) перед ней. Если честно, не представляю, для каких целей такое судно.
Любители спокойного семейного отдыха с интересом осматривали две плавдачи с сан-дэками, «бимини-топом» и различными удобствами. Около одной из них отлично себя чувствовала и машина-дача. Неподалёку присутствовали ещё три автомобиля – весьма гармоничное дополнение к судам, как имиджевое (к большому катеру или яхте), так и вполне прикладное - для буксировки плавсредства на трейлере. Впрочем, на майском «Бот-Экспо» в Киеве эта идея реализована более чем шикарно.
В экспозиции Вольво Пенты на почётном месте стенд с новинкой сезона – «тянущим» двухвинтовым приводом (та самая революционная штуковина, о которой с начала года галдит пестрит Интернет и была подробнейшая статья в российских «КиЯ»).
По-прежнему на почётном месте украинские лодки «Бриг» от местного дилера. В этом году отечественной продукции здесь добавилось – сам киевский производитель экспонировал парусный катамаран «Даки 15».
Небольшие круизные открытые швертботы – совершенно незаполненная ниша в Украине. А здесь - на все вкусы, разных форм и размеров...
Трейлеры для яхт, катеров и лодок – на двух стендах: поляки явно чаще украинцев ездят на отдых с плавсредствами. Об этом же свидетельствует и засилье каяков, байдарок и каноэ – всех размеров и расцветок. В отличие от наших туристов поляки предпочитают их именно в жёстком (в основном, пластиковом) исполнении. А настолько хорошо «гребное дело» развито в Польше, можно судить хотя бы по наличию специализированного журнала!
Деревянные вёсла, любовно сделанные и недорогие. И тут же выложены маленькие копии больших вёсел – как сувениры. Уходили они, как горячие пирожки (я тоже купил!).
Некоторые стенды оформлены весьма неординарно – то в виде деревянного домика с соломенной крышей, то с замысловатой конструкцией «в разрезе». Автомобили стоят на искусственной полянке, по краям которой живописные цветочные «клумбы» – благородно и глаз радует.
В обоих залах оборудованы сцены, на которых регулярно что-то презентуют. А в перерывах на заднюю стенку проецируется реклама – по размеру это больше, чем любой «биг-борд».
На сцене – компания, выпускающая изделия для безопасности на воде. Не просто презентация, а целое действо: плот, рядом – круги и буйки. Ведущий рассказывает, как всем этим пользоваться, а двое помощников всё наглядно демонстрируют (использование снабжения, поза реабилитации, искусственное дыхание и пр.). Обучение, совмещённое с изысканным видом рекламы.
Интереснейшая новинка: заменитель тика (английская разработка). «Псевдорейки» нового материала (по свойствам резину напоминает) оформлены по принципу вагонки (с пазом и шпунтом на торцах). Поверхность клеем намазал и шлепай себе тик на палубу. Главное – за ним ведь ухода не потребуется!
Что ещё нового? Светодиодные бортовые осветительные приборы в ассортименте. Причём, местного производства (действительно, зачем тащить из Европы то, что можно запросто сделать и дома?!).
Широкий выбор бортовых велосипедов: каждый из них можно быстро сложить «в три погибели», в результате чего он спокойно помещается в ахтерпик. В круизе – милое дело.
Чартер – неисчерпаемая тема выставки, представленная очень широко. Разные виды («баребоат», флотилийный, экипажный, в составе ралли и регат…), на разных плавсредствах (яхты, катера, плавдачи…), в разных районах… Даже на холодной Балтике (!) есть такая услуга, а уж в Средиземке – сам бог велел: длинный перечень агентов греческих и хорватских компаний.
Кстати, одна из интересных встреч на выставке – с Йоанной Рафальской, руководителем польского чартерного агентства «Отаго». Пани сообщила, что за прошлую навигацию услугами средиземноморского чартера только через ее агентство воспользовались более 500 поляков. Очень приличная цифра на фоне одиноких случаев в Украине.
Вот чем ещё сильна Польша: морское воспитание. Предлагаются рейсы для молодых людей на парусниках разной величины. Там их ожидает хорошая школа: работа с парусами и такелажем, судовые работы, уборки, мойки, чистки... За деньги, конечно. Школа жизни. Ребята в форменной одежде расхаживают по всей выставке, раздают рекламки, агитируют.
Всё течёт, всё меняется, в том числе и в польской прессе. Ушел в небытие журнал «Rejs»... Но появилось два других: «Yachting» и «Przeglad Motorowodny».
Картины и фотографии, большие и малые. Красота неописуемая: маяки, парусники, волны, паруса... Долго любовался.
Сувениры – тельняшки, шляпы, повязки, кепки, капитанские фуражки. Разодетые во всё это леди и джентльмены по всей выставке разгуливают. Великолепно действующая реклама.
На одном из стендов – совсем необычный товар: сёдла, кожаные шляпы, бриджи – ковбойский антураж. По залам девушки в прикиде «от Клинта Иствуда» расхаживают, кольтами постреливают.
Инфраструктура выставки: кафешки, автоматы для кофе – всё, «как в лучших домах Парижа». А ещё появилось приспособление с электрощётками для чистки обуви – оч-чень полезная вещь на серьёзных мероприятиях.
Ещё раз убедился: "Wiatr i Woda" – действительно хорошое бот-шоу, которое прекрасно отображает отлично развитую «водную» отрасль в Польше.