Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Весна. Спуск на воду. Вперёд!
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 89;

Надеемся, что в глухую для водномоторника зимнюю пору вы не сидели, сложа руки, – ведь хороший хозяин всегда найдёт, чем заняться и что сделать для любимого судна. Мы имеем в виду не тех, кто каждый новый сезон встречает с заново перестроенным/купленным судном. Мы о несколько ином, традиционном пути развития. Если вы (возможно, по нашим рекомендациям) готовили судно к зиме, то зимний уход был несложен. Прийти на стоянку в сухой день проветрить внутренние помещения, проверить целостность накрытия, если надо – удалить попавшие снег и воду – вот и всё. Прошедшей зимой, к примеру, выдалась целая неделя с температурой +10…170С – сам Бог велел. Но это уже в прошлом. А сегодняшний рассказ – о делах грядущих.

Как и для подъёма с консервацией, так и для «побудки» судна выберите ясный, сухой день с низкой влажностью. Чем раньше утром (не с ночи, конечно) начнёте, тем лучше. По личному опыту самое подходящее время для расконсервации лодки наступает во второй половине апреля. При условии установившейся тёплой погоды и того, что корпус окрашен и нуждается лишь в местном косметическом ремонте, к заветному 27 апреля успеете элементарно. Форсировать работы можно лишь при условии, что судно вы хорошо знаете не одну навигацию. Потому что расконсервация весной только-только приобретённого судна – вариант из наихудших. Не исключено, что на воду вы попадёте к началу июля, исправляя все обнаруженные огрехи и вспоминая продавца «злым нетихим словом». Итак, начнём…
Раскройте корпус и осмотрите его. Проветрив судно, запишите обнаруженные изъяны: ржавчину, плесень, сколы краски, а снаружи потения по швам днища и бортов. Тщательно вымойте корпус изнутри и снаружи. При внутренней обработке можно применить слабый раствор фурацилина (особенно в местах появления плесени) или отбеливателя в соотношении 100 г на 5 л воды.
Хорошо, если будете работать вдвоём – попросите помощника проследить за появлением воды в «потевших» местах снаружи корпуса, заблаговременно протёртых и очищенных от краски и шпаклёвки. «Роса» или (хуже) вода означает нарушение целостности шва или прорыв волосяной трещины листа (если корпус металлический). В любом случае потребуется ремонт. После мойки протрите корпус насухо и просушите его, обведите мелом места выявленных неприятностей и, не откладывая, приступайте к ремонту. Если же никаких «гадостей» не обнаружили, приступайте окраске (если необходимо, конечно). Останавливаться на ней не будем – это тема отдельной статьи. Лучше поговорим о другом. Именно во время наружной мойки корпуса вы можете обнаружить поражения, свойственные каждому типу материалов. Методы их устранения следующие.
Дерево. Внутри – плесень и потемнение волокон. Плесень необходимо удалить и пропитать поражённое место раствором фурацилина, просушить. Потемнение (синева) - первая стадия гниения. Этот признак встречается в плохо вентилируемых местах – борт за спинками диванов, подпалубные доски в местах просачивания воды и низ окон/иллюминаторов. Чтобы определить как далеко успел зайти процесс, прощупайте шилом или ножом глубину повреждения. Если шило/нож ушли более, чем на 2/3 глубины доски, её следует просто менять (в 2002 году автору пришлось осмотреть катер «экстремала», отремонтированный при помощи монтажной пенки, набрызганной на полностью сгнивший борт. Само собой, катер предлагался на продажу. Нож прошёл и пену, и труху борта мгновенно и без помех, слегка задержался на стеклопластике оклейки борта и спокойно выпал наружу. Причина гибели этого судна – полное отсутствие вентиляции в подпалубном пространстве). Если же глубина повреждения невелика (дерево ещё не потеряло крепость) - защитите его. Для начала утюгом, феном, тепловентилятором или просто на солнышке прогрейте и высушите доски на максимальную глубину, не вызвав при этом (желательно!) пожара. Пропитайте концентратом фурацилина и дайте просохнуть в естественных условиях с нормальной вентиляцией. По высыханию тщательно пропитайте горячей олифой. "Захватите" и соседние участки – для надёжности. Во время эксплуатации периодически осматривайте состояние проблемного места. В любом случае действуйте оперативно и радикально. О других неприятностях мы упоминали в статье «Подъём!» (№6/2004) и останавливаться на них детально не будем.
Деревянные (фанерные) оклеенные корпуса. При осмотре снаружи можно обнаружить появившиеся «пузыри» стеклоткани. Это равно может свидетельствовать и о дефекте проклейки, и о гниении. Если «мастера, съевшие зубы» на этом деле предложат «впрыснуть эпоксидку и прихлопнуть пузырь» – гоните таких советчиков в шею! Ведь если имел место дефект проклейки, там обязательно будет вода, а теперь начнётся гниение - в итоге менять корпус придётся вам, а не этим «мастерам». Беспощадно вскрывайте пузырь до места нормального сцепления стеклоткани с основой. Осмотрите материал борта. Если заметите гниение, замените с запасом поврежденный участок дерева, обклеив полученную латку снаружи стеклотканью.
Следующая неприятность от обклеенного корпуса – скол и протёртости стеклоткани. Устраните их, расчистив, как сказано выше, или по изложенным в литературе рекомендациям, и заформуйте отреставрированное место заново. Внимательно осмотрите на предмет подобных явлений форштевень, транцевые скулы корпуса, крепления защиты винта или колонок, место шайб гельмпорта. Это убережёт вас в дальнейшем от необходимости через 3-4 часа поднимать протекающий корпус из воды для сушки и ремонта.
Металл. Следует разделять сталь и легкие сплавы. Сначала – о древнем, о стали. К уже описанным проблемам (коррозия и трещины в результате усталостных нагрузок) добавим следующее. Если корпус клёпаный, а по шву после стояния появилось отпотевание или хуже – во время мойки течь, следует разобраться в природе явления. Запомните: клёпаный корпус не «лечится» сваркой, это самоубийство, причём в самом прямом смысле. Именно поэтому стоит опасаться корпусов с клёпаными бортами и сварным «пузом» – это днище наварено поверх старого, клёпаного. Такой корпус, «восстановленный», как правило, людьми несведущими, может прослужить 5-6 лет, а может и развалиться посреди фарватера от волны соседнего судна (прецеденты, увы, были). Потёкший клёпаный шов может свидетельствовать также об ослаблении заклёпок (подтянуть), о выкрошенной тиоколовой промазке. Тут дело хуже: может понадобиться демонтаж листа и восстановление промазки. Эта процедура крайне хлопотная и длительная, но оправдывающая себя «на все 100%». Запомните одно: никакими шарлатанскими методами типа «волосатой шпаклёвки» или «стеклотканью залепим» проблему не решить, а вот угробить корпус – запросто. И на дерево-пластиковых корпусах, и на стальном, и на легкосплавном проверьте крепления защиты винта, гельмпорт, крепление транцевых плит и другие узлы снаружи корпуса, подвергаемые динамическим, ударным и силовым нагрузкам, на предмет трещин и расшатывания. Проверив, подтяните и, обработав шпаклёвкой, окрасьте по общей карте окраски.
Легкосплавные корпуса в процессе мойки и осмотра проверьте на предмет коррозии и ослабления швов, а также протиров и глубоких царапин в районе форштевня и скул, трещин у «короны» транца и скуловых брызгоотбойников. Установите на место пробки кингстонов отсеков и транца – эта рекомендация касается всех судовладельцев. Ситуация, когда сброшенное на воду судно заполняется и тонет через 20-45 минут на глазах радостного владельца, – типовая.
Стеклопластиковые корпуса в смысле их подготовки к навигации требуют (если находятся в нормальном состоянии) минимум времени. Фактически их подготовка сводится к уборке, мойке и осмотре, а также установке демонтированного на зиму оборудования. А вот чего мы настоятельно не рекомендуем делать, так это самостоятельно заниматься их ремонтом. Поверьте, фирмы по их обслуживанию и ремонту недаром едят свой хлеб, а неграмотным вмешательством можно больше навредить, нежели достичь нужного результата. Доверьте работу профессионалам, ваш катер дороже их услуг.
Двигатель. Правильно законсервированный на зиму двигатель в особом уходе не нуждается. Что касается всегда живущего и зимующего на судне «стационара», следует сделать так: откройте двигатель. Прокрутите его 3-5 раз. Залейте в каждый цилиндр промывочную фирменную жидкость или состав из авиакеросина, растворителя и моторного масла и дайте постоять 1-2 часа, после чего снова прокрутите двигатель (естественно, не запуская его!). Измерьте компрессию в цилиндрах, спустите масло, залейте свежее и запустите двигатель. Прогрев его, заглушите, залейте промывочное масло и дайте двигателю поработать до рабочего нагрева, но не нарушайте инструкцию! Слейте промывочное масло, смените фильтры и залейте масло рабочее. После этого следует проверить работоспособность наружного контура охлаждения, для чего устраивают гидравлические испытания последнего. Делается это следующим образом. Система полностью заполняется водой (наружная), жидкость из внутренней удаляется полностью, а краны поступления/отвода масла к масло-водяному холодильнику перекрываются. В заполненном жидкостью 2-м контуре (наружном) закрывают манипуляционный кран на выходе и сливной кран, а также перекрывают кран подачи, после чего создают в системе избыточное давление напором подаваемой в контрольный кран-клапан воды. Появление масла в выпускаемой воде укажет на повреждение трубок масло-водяного холодильника, воды во внутреннем контуре – водо-водяного; течь из выхлопной трубы – неисправность манипуляционного крана; ну а течь из водозаборного отверстия-черпака говорит сама за себя. Все указанные дефекты, вкупе с потрескавшимися шлангами и закисшими зажимами, должны быть устранены. Загляните также и в реверс-редуктор. Наличие в масле воды укажет на неприятности со змеевиком охлаждения (также питается забортной водой). Проверьте, смажьте и подтяните тросы и цепи управления, проверьте регулировку и установки переключения реверс-редуктора или откидной колонки, подтяните их крепления к фундаменту, проверьте карданы и крепления привода. Осмотрите, если надо – разберите, смажьте (проклейте или обработайте шпаклёвкой) узел прохождения выхлопа в транце или борту. Особое внимание уделите выхлопу, по окружности которого часто встречаются «коронные» трещины (возникают от резонанса выхлопа с водой).
Теперь перейдём к достаточно ответственным узлам привода управления и движителю. Если у вашего катера поворотно-откидная колонка – её следует осмотреть и установить согласно инструкции. С лодками, оборудованными водомётом, следует разбираться отдельно, в связи с диким разнообразием конструкций как самого исполнения движителя (трубы и роторного колеса), так и систем управления. Остановимся на классической схеме с гребным валом и отдельно расположенным пером руля. Осмотрите гребной вал на предмет повреждений – изгибов, затиров, царапин, сколов, сбоя резьбы и т.п. Замените (при невозможности выравнивания), иначе дальнейшее разрушение корпуса неминуемо. Осмотрите подшипник-втулку Гудрича. При износе, равном  20% и даже незначительном шевелении вала – замените. Набейте рекомендуемой смазкой сальники и упорный подшипник, разберите, смажьте и установите на место карданы привода. Смажьте графитовой смазкой конус и шпонку гребного винта, соберите узел, закрепив шпонку (на катерах типа «КС» это делается маленьким винтиком), установите промазанный гребной винт, установите контровочную шайбу и закрепите винт гайкой-обтекателем. Зашплинтуйте узел. Потеря винта на заднем ходу – явление и частое, и неприятное (стоимость оного для «КСа» составляет 30-150 у.е.) Если у вашего судна навесной руль, проверьте его крепления к корпусу, при необходимости подтяните. Если же баллер руля проходит через гельмпорт в днище катера, разберите и осмотрите этот ответственный узел (сосед по стоянке, не сделав этого, "утопил" катер на глубине 7,80 м. Жизнь любит плохой юмор). В процессе осмотра обратите внимание на состояние баллера руля (потёртости в месте прохождения через днище, трещины, погнутость и т.д.) и состояние сальниковой набивки (заменить), всмотритесь в крышки-пробки гельмпорта. Устраните неисправности, проверьте работоспособность пресс-масленки Штауфера и соберите узел, заполнив его рекомендуемой консистентной смазкой.
Электрооборудование. Установите на место штатные предохранители, подключите через блок питания бортовую сеть и проверьте её, поочерёдно и «все вместе» включая потребителей (кроме мотора). Разберите ходовые и стояночные огни, очистите их и обожмите патроны по лампе, очищая последнюю от возможных окислов и, в случае необходимости, заменяя. Отключите «берег», установите аккумуляторы на места-подносы, смажьте клеммы техническим вазелином и установите колпачки-диэлектрики на соединения. Дайте аккумуляторам частичную разрядку и, подключив, проверьте работу зарядки-преобразователя «Берег – Борт».
Вода. Промойте танки водой, после чего залейте их полностью водой с добавлением раствора коллоидного серебра из расчёта 5 капель на 4 литра воды. Дайте воде отстояться 10-24 часа и слейте её. В дальнейшем добавляйте коллоидное серебро из расчёта 1 капля на 1 литр воды (питьевой).
Паруса. Разложите, проверьте сохранность и целостность, дайте «продышаться», повесьте на 6-8 часов в сухом месте для устранения складок и просушки.
Рангоут и такелаж. Соберите всё, осмотрите и смажьте резьбы талрепов и оси блоков. Осмотрите мачту, оковки и крепления. Троса проверьте на отсутствие оборванных волокон (их может быть не более 10%), повреждённой оплётки. Если троса оцинкованные, смажьте их и протрите.
Палубные механизмы. Осмотрите, проверьте работоспособность и разъёмы (например, у электролебёдок). Удалите защитную смазку, побрызгайте влаговытесняющей жидкостью. Осмотрите якорную цепь. В процессе эксплуатации регулярно сушите и осматривайте цепной ящик.
Трубопроводы. Все имеющиеся на судне трубопроводы, равно как и фильтрационные установки, должны быть очищены. Топливопроводы промываем бензином под давлением, фильтры заменяем и очищаем. Водопроводы промываем водой с добавлением коллоидного серебра, фильтровочную установку следует осмотреть отдельно. Для этого её разбирают, извлекая и фильтры (в случае необходимости заменяют), и бактерицидные лампы, проверяя последние. Насосы подачи и питания проверяют «на напор», после чего установку собирают и испытывают. Отдельное внимание целостности и отсутствию трещин на газопроводе (баллон-плита) - были случаи взрывов яхт!
При наличии на судне отопительного или утилизационно-отопительного котла последний чистят, проверяют штатным насосом и манометром паропроводы с избыточным давлением и перекрытыми клапанами согласно инструкции. Системы паротушения проверяют пробным пуском сжатого воздуха в топливный и моторный отсек согласно инструкции. Системы протекторной (углекислотной) защиты бензобаков и системы централизованного пожаротушения также подлежат тестовым испытаниям согласно своим формулярам, но не реже 1 раза за текущую навигацию.

Конечно, вы можете и не делать всего вышеперечисленного, ведь даже на прочтение затрачено какое-то время, а на осуществление всех работ должно уйти около недели. Но задумайтесь: всего неделя осмотра, профилактики и работы или испорченный неполадками отдых, жизнь судна и (не дай Бог!) людей. Как видите, выбор однозначно в пользу первого. Так что с весной вас и всего наилучшего!

Евгений В. НАГОРНЫЙ,
Василий Р. ХОМЯК