Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Мотолодка: от покупки до использования
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 70;

На что редакция не может пожаловаться – так это на отсутствие "обратной связи", что приятно вдвойне: во-первых – нас читают, и очень активно, во-вторых, помогают скорректировать наполнение журнала в сторону большей "интересности" для разных групп "водников".
Предлагаемая статья – именно "по многочисленным просьбам". Она - для владельца небольшой трейлерной моторки. Здесь и нюансы при покупке, подготовка к навигации, спуск и подъём с трейлера, приёмы управления, безопасность. Всё это описано на примере RIB, но, с небольшой поправкой на конкретные узлы и технические решения, будет полезна и для лодок из других материалов.

Выбор лодки
Если взять корпус глиссирующей лодки, отрезать борта чуть выше ватерлинии до транца и закрепить по бортам два надувных баллона – получится то, что в своё время назвали аббревиатурой RIB (Rigid Bottom Inflatable). Твердое днище идеально работает на глиссировании. Надувные баллоны (их главная функция – обеспечить плавучесть и остойчивость) на скорости действуют как амортизаторы, смягчая удары гребней волн, и позволяют маневры, на которые не всегда решится спортивная лодка с жестким корпусом. RIB достаточно безопасен, т.к. практически непотопляем, прост в управлении, неприхотлив в обслуживании и хранении.

Начальная информация
Если вы задумались о покупке RIB, в первую очередь нужно четко определиться, как она будет использоваться. Это будет яхтенная шлюпка для сообщения с берегом на якорной стоянке? Или вы хотите сделать RIB способной на более серьезные круизы, возможно, с переходами участков открытого моря, например, из Одессы в Крым? Будете ли вы буксировать лодку за яхтой, нужен ли вам автомобильный трейлер, способный обеспечить спуск-подъем лодки?..
Базовая комплектация отлично подходит для клубного спасателя или обеспечения дайверов. Такие лодки обычно не имеют якорных рундуков, отсеков подпалубного хранения и элементов комфорта. Именно простота делает их идеалом в своей роли.
Если же RIB нужен для семейного отдыха, ищите лодку с большим диаметром баллонов, множеством поручней, защищёнными, удобными и безопасными сидениями.
Осматривая модели "от простых к сложным", можно проследить, как прогулочные RIB становятся более сложными. Топливные баки (и даже водяные танки) расположены уже под палубами, а не в консолях. Это обеспечивает их большую ёмкость и поэтому большую дальность и/или автономность плавания. На лодках появляются тик или нескользящее покрытие палубы, приборы контроля, затем высокие хромированные дуги на корме, мощные стереосистемы – базовая RIB превращается в серьезную круизную лодку.
Роскошь, обычная для моторных яхт, пришла и на RIB: большие площадки для загорания понравятся всему семейству, а складной тент защитит от палящего солнца. Кормовые трапы и купальные платформы облегчают буксировку воднолыжников и надувных снарядов. Таким образом, RIB средних размеров может быть адаптирована и для наркомана скорости, и для степенного семейства.
Хотя изначально RIB – открытая "дневная" лодка, есть множество производителей, которые строят каютные RIB. Они снабжены укрытыми от непогоды спальными местами, а в некоторых случаях и портативным туалетом. Последнее кому-то может показаться излишним, но леди в мужской компании такие опции наверняка оценит по достоинству!

Обводы корпуса
Корпуса с глубоким “V” имеют лучшую мореходность, но нуждаются в большей мощности мотора (а значит и больших расходах на горючее) для выхода на глиссирование. Они также менее остойчивы на стоянке.
У меньших лодок с ограниченной мощностью мотора более плоское днище. Оно обеспечивает более быстрый выход на глиссирование, но если днище слишком плоское, то будет хлопать по волне.
Расположение баллонов RIB бывает различным по высоте. Установленные высоко баллоны нависают над водой, уменьшая сопротивление и увеличивая динамику лодки на ходу, но заодно понижая и её начальную остойчивость. Низко установленные баллоны большого диаметра увеличивают остойчивость - идеальное решение для семейной лодки.
Золотое правило: прежде, чем купить лодку, проведите её тест-драйв.

Поддержание трюма сухим
Если вы собираетесь гонять на RIB по волнам в бурном море, знайте: от брызг лодка заполняется забортной водой удивительно быстро. Самый простой, но эффективный дренаж – "хобот слона": гибкая трубка, выходящая из транца в самой нижней точке. Конец трубки тянется в воде на ходу. Образующееся на конце трубки разрежение быстро высасывает воду. Более эстетичное решение: жесткие отверстия с невозвратными клапанами. Обычно имеют меньший диаметр и требуют больше времени на осушение.
При покупке RIB для серьезных круизов проверьте, что любая вода, которая может попасть на борт, быстро и беспрепятственно попадёт в точку её удаления, и что осушение обеспечивается трюмным насосом достаточно большой производительности.

Двигатель и движитель
Двухтактные бензиновые подвесные моторы – лучший движитель для лёгких RIB, но когда длина лодки превышает 7 метров, более выгодными становятся четырёхтактники, а то и вовсе стационарный дизель. При выборе двигателя удостоверьтесь, что в вашем распоряжении достойная сервисная сеть для обслуживания и ремонта данной марки мотора.
Если вы плаваете на мелководье или в роли спасателя, лучшее решение – водомёт (он не имеет выступающих вращающихся частей). Управление им может сначала показаться сложным, но, привыкнув к его превосходной маневренности, вы не захотите возвращаться к лодке с обычным гребным винтом. Какой бы тип движителя вы ни выбрали, никогда не превышайте рекомендации изготовителя по необходимой мощности мотора!

Окрас баллонов
При выборе RIB имеет значение даже цвет, например:

  • белый привлекателен, но легко грязнится. К тому же, грязно-белая лодка плохо видна в штормовом море;
  • оранжевый хорошо заметен, но вас могут принять за спасательную лодку;
  • тёмно-синий, зелёный или чёрный быстро нагреваются в жаркую погоду и мало заметны на воде.

Материал

  • HYPALON (хайпалон) – матовая поверхность, легкий в ремонте, прочный, очень устойчив против ультрафиолета.
  • PVC (полихлорвинил) – используется для легких и менее дорогих лодок. Хорошо сохраняет яркую окраску, имеет лёгкий пластиковый запах. Ремонтируется так же легко, как хайпалон.
  • POLYURETHANE (полиуретан) – весьма редкий материал, жёсткий, мало поддаётся трению, но очень трудно ремонтируется. Лучше других подходит для военных RIB.

Клапаны
Каждая секция имеет собственный клапан для того, чтобы закачивать и выпускать воздух. Давление в баллонах следует держать довольно низким - между 1 и 1.5 psi. Если трубы немного приспущены, это:

  • увеличивает их амортизационные свойства в условиях бурного моря;
  • оставляет запас на расширение воздуха в жаркий день.

Многие изготовители ставят стравливающие клапана.

Точки внимания покупателя
Транец должен поддерживать большой вес и нагрузку от двигателя. Убедитесь, что для него строитель использовал толстую ламинированную морскую фанеру и пластик, и что транец способен воспринимать нагрузки в разных направлениях.
Рукоятка дистанционного управления должна быть удобной, с плавным ходом и с системой kill-cord. Это - безопасность.
Консоль. Проверьте, будет ли удобно на ней сидеть в течение долгих переходов по волнам. Есть ли достаточно поручней для ваших пассажиров?
Рулевое колесо должно быть прочно закреплено, т.к. рулевой использует его и как поручень на качке и тряске.
Трюмный насос должен быть высокой производительности и способен работать даже всухую, не выходя из строя.
Объём топливных баков. На борту необходимо иметь топливо на планируемый переход плюс, по крайней мере, 20% запаса.
Аккумулятор. Батарея (стартерная, достаточной ёмкости) должна быть прочно закреплена и надежно защищена.
Накладки-рукоятки. При заказе новой лодки по вашему требованию их можно наклеить любое количество.
Жёсткое днище. Обычно полое внутри, с доступом через люки и с отверстиями осушения на транце. Корпус сконструирован так, чтобы оставаться на плаву со всеми спущенными баллонами. На больших лодках некоторое внутреннее пространство может использоваться для танков и рундуков.

Вторичный рынок
Можно найти по доступной цене хорошую лодку "БУ". Подклеенные трубы и хорошо поработавший мотор не должны вас отпугивать. Интенсивно эксплуатируемая лодка – чаще всего любимица, обеспеченная соответствующим уровнем заботы и внимания.
В первую очередь нужно убедиться в праве продавца на судно. Удостовериться (например, из письменного заявления продавца), что оно не заложено, не арестовано и т.п. RIB очень легко транспортировать, поэтому их так же легко украсть. Квитанции за оплату стоянки или чеки за заправку топливом, фотолетопись лодки – хорошие дополнения к основным документам на собственность.
Далее – состояние днища. Небольшие царапины – не проблема, но лодок с продольными трещинами нужно избегать. Ещё хуже, если трещины идут поперек корпуса. Они указывают, что он сломался при жестком падении на волну. Такую лодку покупать не следует.
Проверьте износ двигателя и состояние гребного винта. Хорошо обслуживаемый мотор должен быть чистым снаружи и под капотом. Добрым знаком могут быть счета за обслуживание в сервис-центре за последние годы.
Что касается баллонов, проверьте, не травят ли они по швам – мыльный раствор покажет любую утечку воздуха. Убедитесь и в целостности переборок, делящих трубу на отсеки – это безопасность при повреждении баллона. Негерметичные швы на лодке из полиуретана почти невозможно восстановить.
Заплатки не являются большим недостатком сами по себе, если они были сделаны должным образом.
Консоли часто бывают наиболее потрепанными. Убедитесь, что они хорошо закреплены, и штуртросы управления мотором двигаются свободно. Если подпалубные усиления повреждены, палуба будет нежёсткой, а ее ремонт дорогим.
Наконец, тщательно проинспектируйте трейлер на счёт очевидных признаков износа, особенно в колесах. Удостоверьтесь также, что он соответствует этой лодке и обеспечивает равномерное распределение поддержки опор.

Спуск на воду, подъем и правила безопасности
Пока RIB еще на своем трейлере, а вы - дома, позаботьтесь о подобающей сезону одежде (учитывая, что на воде всегда прохладнее, чем на суше). В сентябре для быстрых моторных катеров список включает спасательный жилет или нагрудник, теплую одежду под непромокаемым комбинезоном, теплую шапку, перчатки, надлежащую обувь и солнечные очки (с предохранительным шнурком), чтобы смягчить яркие блики от воды. Летом – кепка и крем от загара. Помните о возможном резком изменении погоды.
Проверка спасательного жилета
Спасательный жилет сохраняет тепло, защищает от ударов и в нем легко плавать. Нужно только правильно отрегулировать лямки, чтобы он не сползал и не болтался: жилет должен плотно сидеть, но не давить. Проверьте баллончик надувного жилета: он должен быть заполнен и плотно накручен на свой штуцер. Удостоверьтесь, что вы знаете, как использовать жилет, если вам не приходилось это делать ранее.
Снабжение лодки
Моторная лодка должна иметь обязательный набор оборудования на борту, которое довольно стандартно для любого судна. Если для него нет отдельного рундука, то все вещи пакуются в водонепроницаемые коробки, которые затем надёжно крепятся на борту.

Оборудование лодки прибрежного плавания
БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Огнетушитель
  • Концы для швартовки и буксировки
  • Якорь, канат и цепь
  • Аптечка
  • Питьевая вода
  • Водозащищенная УКВ-радиостанция
  • Сигнальные ракеты
  • Туманный горн
  • Трюмная помпа или ведро
  • Весла
  • Багор
  • Нож
  • Деньги (купить топливо, запчасти и проч.)
  • Радиолокационный отражатель
  • Бинокли
  • Фонарик

ДЛЯ СПУСКА-ПОДЪЁМА

  • Комплект тормозных колодок / колёс
  • Два длинных швартовных конца

НАВИГАЦИЯ

  • Карты
  • Рулевой компас
  • Ручной пеленгатор
  • Радиолокационный отражатель
  • Ходовые огни

ДОКУМЕНТЫ

  • Удостоверение на право управления
  • Судовой билет с актом техосмотра
  • Судовая роль (кроме внутренних водных путей)
  • Лицензия на УКВ-радиостанцию

ДВИГАТЕЛЬ

  • Инструмент
  • Запас топлива
  • Запасной гребной винт
  • Ключи запуска двигатели и kill-cord
  • Запас масла

Проверка лодки
Проверьте уровень масла в двигателе (щуп на четырехтактном моторе и бачок на двухтактном). Топлива должно хватить для выполнения ваших планов, плюс разумный запас (кстати: при хранении баки лучше всего держать либо полными, либо полностью пустыми, чтобы уменьшить образование и накопление конденсата). Проверьте нижнюю часть двигателя на отсутствие повреждений "ноги" и гребного винта (некоторые владельцы сбрасывают на воду свои лодки, не заметив, что гребной винт украден, или даже забыв снять защитный чехол с гребного винта).
Проверки трейлера
Трейлеры нельзя надолго оставлять на тормозах, поскольку они могут заклинить. Лучше ставить их с колодками под колесами. Чтобы освободить заклиненный тормоз, отпустите его ручку и дерните трейлер рывком автомобиля.
Перед спуском проверьте слип – площадку съезда трейлера с лодкой в воду. За это время колёсные подшипники остынут после длительной поездки. Горячие подшипники могут всосать воду через сальники.
Проверьте угол, под которым слип уходит в воду, и место для швартовки катера, когда он окажется на плаву. В идеале машина при спуске не должна касаться воды (на длинном пологом слипе используйте трос). Продумайте, смогут ли повлиять на спуск ветер и течение.

Спуск
Снимите все ремни с лодки и оставьте закреплённой только носовую трейлерную лебедку. Если вы собираетесь спускать лодку без матроса на борту, заведите длинный конец с лодки на берег. На крутом слипе можно спустить лодку на воду без отцепления трейлера от машины. Матрос на борту лодки может завести мотор и перешвартоваться на нужное место. Не стоит вытягивать трейлер до того, как мотор будет заведён - вдруг придётся вынимать лодку на берег для диагностики двигателя.
На мелких пологих спусках пригодятся веревка и пара колодок. Поставьте трейлер кормой к урезу воды и зафиксируйте колодками. Отцепите автомобиль от трейлера, поставленного на переднее опорное колесо, и отъедьте вперед. Подвяжите длинный конец к передней части трейлера и заведите его за фаркоп машины. Подтяните трейлер, чтобы освободить колодки, и затем позвольте ему съехать в воду под собственным весом, постепенно отпуская конец. На очень пологих слипах, возможно, придется подталкивать трейлер на глубокую воду.

Запуск мотора
Перед запуском мотора убедитесь, что гребной винт свободен от веревок. Установите kill-cord и убедитесь, что вентиляционная отдушина топливного бака открыта. Некоторые двигатели требуют прокачки топлива в карбюратор, для чего служит груша на топливном шланге. Проверьте (очень важно!) нейтральное положение рукоятки реверс-редуктора и положение рукоятки "стоп" (современные моторы имеют кнопку "стоп").
Используйте короткие толчки стартером или рывки шнуром (при этом не заденьте кого-то позади себя локтем или шнуром). Двигатель должен запуститься максимум с третьей попытки. Если это не происходит – ищите причину в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Когда двигатель завёлся, убедитесь, что работает система водяного охлаждения. Если нет – немедленно заглушите мотор. Дайте двигателю прогреться минуту или две на 1500 об. в мин., иначе он может заглохнуть, как только вы начнёте отходить от трейлера.
Перед отходом поверните рулевое колесо в крайнее положение на оба борта, и кратковременно включите передний и задний ход, чтобы убедиться в работе систем управления.
Убедившись, что всё работает как надо и винт свободен, отцепите катер от трейлерной лебедки и можете теперь двигаться к выбранному месту швартовки, в то время как водитель паркует автомобиль и трейлер.

Кill-cord
Если вы упадете с лодки на ходу, kill-cord спасет вас и вашу неопытную команду. Одномоторные катера имеют тенденцию описывать круг, когда руль отпущен, и вы, очень вероятно, будете находиться на краю этого круга. Кill-cord выключит зажигание, остановит лодку и позволит вам подплыть к ней и забраться на борт. Головка kill-cord вставляется в гнездо на приборной панели (или на румпеле подвесного двигателя), а другой конец присоединен к водителю (вокруг бедра или запястья). Как только шнур натягивается, головка выскакивает из выключателя зажигания и двигатель останавливается. Всегда имейте запасной kill-cord на борту, чтобы завести мотор и вытащить рулевого из воды.

От винта!
Проверять гребной винт каждый раз перед началом движения – хорошая привычка. Убедитесь, что винт чист, не касается дна или (это хуже всего) что никто не держится за него!

Подъём из глубокой воды
По существу, подъём - это обратный порядок спуска.
Автомобиль подает трейлер задним ходом в воду по слипу. Трейлер должен быть погружен в воду насколько возможно, в то время как автомобиль остается на сухой земле.
Рулевой подводит лодку, пытаясь максимально заехать на трейлер. Двигатель погружен в воду минимально, чтобы предохранить винт от повреждений.
Человек в воде заводит трос трейлерной лебедки на носовой рым лодки. Рулевой может теперь заглушить мотор и спрыгнуть с лодки, чтобы облегчить ее установку на трейлере. (во всех отношениях безопаснее, если в лодке на слипе нет никого). Когда лодка подтянута на свое место на трейлере, автомобиль может вытянуть трейлер в спокойное место для подготовки к переезду по дороге.
Если грунт мягкий и автомобиль буксует, вытаскивайте трейлер на тросе – как на мелководье.

Подъём на мелководье
Помните: никакая часть машины не должна погружаться в воду.
Привяжите конец к передку трейлера и ослабьте его, чтобы трейлер мог продвигаться задом на глубокую воду. Рулевой выставляет лодку, учитывает ветер и течение. Осторожно используйте двигатель для продвижения на трейлер (новички должны подгонять лодку на вёслах с заглушенным двигателем), затем мотор глушится и поднимается из воды - только после этого рулевому помогает зашедший в воду помощник ("ловец").
Лодка закреплена лебёдкой, теперь - закрепите буксирный трос на фаркопе и дайте ход машиной. Если она забуксовала, ослабьте буксирный конец, проедьте на сухое ровное место и снова потяните трейлер машиной. Всегда имейте достаточно длинные веревки для этой цели.