Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Как купить яхту вскладчину
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 52;

Покупка яхты – дело весьма приятное, но не очень дешевое. И если вам одному не по силам приобретение яхты и ее содержание, то можно купить её вскладчину. Такое объединение денежных средств требует юридического оформления гражданским договором во избежание недоразумений между лицами, которые собираются приобрести яхту на общие деньги. Договор между потенциальными совладельцами яхты может иметь природу договора простого товарищества, который относится к категории договоров о совместной деятельности. По этому договору участники (товарищи) обязуются совместно действовать для достижения определенной цели без создания юридического лица. Такой целью может стать приобретение и дальнейшая эксплуатация яхты.

Цену яхты товарищи могут разложить между собой сообразно взаимной договоренности. В качестве вклада могут выступать не обязательно деньги, но специальные знания, умения, деловые связи, что облегчит покупку, удешевит ее или иным образом сделает доступнее. Например, одним из товарищей может быть яхт-клуб, который в качестве вклада в покупку яхты предоставит услуги по содержанию яхты в будущем. Все зависит от соглашения участников. Если они признают, что такие услуги им нужны и договорятся о цене таких услуг и порядке расчетов, то соответствующая доля в праве собственности на яхту может принадлежать участнику с момента достижения соглашения об этом, хотя фактически на момент приобретения яхты взнос участника не внесен.
Договор простого товарищества может предусмотреть и иные условия определения доли в будущей общей собственности. Размер её зависит от согласованной оценки фактически внесенных вкладов. Таким образом, создаётся своеобразная конкурентная среда, в которой размер доли участника определяется фактически внесенной суммой на предстоящую покупку яхты.
Имущество, внесенное участниками для достижения общей цели, составляет общую долевую собственность, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или законом. Таким образом, каждый участник проекта выступает совладельцем яхты, и его право собственности защищено законом.
Владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом участники (совладельцы) могут только с общего согласия, которое не всегда достижимо. В этом случае порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом может определить суд по иску одного или нескольких совладельцев.
Договор простого товарищества, как правило, предусматривает порядок содержания общего имущества и порядок возмещения затрат по его содержанию. Если же это не предусмотрено, то расходы по содержанию общего имущества раскладываются между совладельцами пропорционально их долям в праве общей собственности. Аналогичен порядок возмещения убытков от совместной деятельности участников.
Договором простого товарищества также предусматривается порядок ведения общих дел. Если участник простого товарищества заключает сделку с третьим лицом от своего имени, но заключение этой сделки необходимо в интересах всех участников, такой участник вправе требовать от других товарищей возмещения сделанных им за свой счет затрат.
Участники могут уполномочить на совершение сделок одного или нескольких из них. Если сделка заключается участником с превышением полномочий, для третьих лиц это не имеет значения, если не будет доказано, что они знали об ограничениях полномочий участника, заключившего сделку. Если кто-либо из участников в результате совершения сделок с превышением полномочий потерпел убытки, он имеет право на возмещение таких убытков.
Каждый участник имеет абсолютное право знакомиться со всеми документами, касающимися ведения общих дел, то есть отказаться от такого права невозможно.
Исполнение общих обязанностей участников является долевым обязательством только в том случае, если участники не осуществляют предпринимательской деятельности, и обязательство возникло из договорных отношений. Если же купленная яхта используется для предпринимательской деятельности, то есть с целью извлечения прибыли, то все товарищи будут солидарно отвечать всем своим имуществом по любому обязательству, которое возникнет в связи с эксплуатацией яхты. В случае использования яхты для удовлетворения собственных потребностей солидарное обязательство может возникнуть для участников только из недоговорных обязательств, например, если яхта причинит вред каким-либо третьим лицам.
Если яхта приносит прибыль, то она распределяется так же, как и убытки, то есть в соответствии с размером доли каждого в праве общей собственности, если иное не предусмотрено договоренностью между товарищами – участниками договора (совладельцами).
Жизнь часто преподносит неприятные сюрпризы. Например, кто-то из совладельцев яхты оказался несостоятельным должником, и всего его имущества не хватает, чтобы рассчитаться с долгами. В этом случае кредиторы такого товарища могут обратить взыскание на его долю в общей яхте. Разумеется, выдел доли в натуре не представляется возможным. Таким образом, кредиторы могут потребовать только продажи доли и направления суммы выторга на погашение долгов.
У совладельца яхты в этом случае возникает несколько альтернатив. Он вправе продать долю в общей собственности на яхту. В этом случае он должен сообщить о своем решении о продаже доли остальным совладельцам с указанием всех условий продажи. Если кто-либо из них изъявит желание выкупить долю, выставленную на продажу по заявленным условиям, товарищ, выставивший эту долю, должен ее уступить. Если такое желание выскажут несколько совладельцев, право выбора между ними принадлежит продавцу.
Продать свою долю третьему лицу продавец может только в таких случаях: если все совладельцы отказались от своего преимущественного права покупки; если в течении месяца молчали; если в течении того же месяца не выполнили условий, связанных с преимущественным правом покупки. Конечно, покупка совладельцем доли другого совладельца является правом, но права часто сопряжены с некоторыми обязанностями. Так что представляется правомерной продажа доли третьему лицу, если продавец доли не получил расчет в течение месяца.
Если же совладелец-продавец продаст свою долю с нарушением этих правил, то другие товарищи получают право перевести на себя права и обязанности покупателя. В случае, когда между ними возникает спор, он может быть рассмотрен судом. У суда права выбора между совладельцами нет. Суд должен постановить решение о продаже доли всем совладельцам – в той пропорции, в которой находятся доли, принадлежащие им в праве общей собственности на яхту.
Ст. 364 ГК Украины предполагает еще одну альтернативу – выдел доли из общей яхты. Вот пример: никто не согласился купить долю совладельца в яхте, а он обязательно хочет рассчитаться с кредиторами. Тогда он вправе заявить о выделе доли из общей собственности на яхту. В этом случае остальные совладельцы обязаны предложить ему некоторую компенсацию. В случае несогласия спор может быть рассмотрен судом. Перспективы возможного разрешения такого спора весьма неопределенные, поскольку суд может принять решение в зависимости от правовых позиций всех совладельцев. Одно из возможных решений: право продать яхту может быть признано именно за совладельцем, который хочет выделить свою долю, а за остальными товарищами будет признано право на получение компенсации стоимости их долей, разумеется, с их согласия.
Желающий выделиться товарищ может быть также обязан судом продать свою долю в праве общей собственности на яхту. Такая продажа производится с публичных торгов в порядке исполнения судебного решения. Обязательность продажи доли с публичных торгов может быть признана судом по требованию кредитора совладельца яхты (если такой товарищ отказывается реализовать свою долю, либо его попытки реализовать таковую долю оказались безрезультатными). Кредитор совладельца имеет также право потребовать перевода на себя прав и обязанностей совладельца яхты.
Итак, ничто не вечно, и договор простого товарищества прекращается. Условия его прекращения приводятся в ст. 1141 ГК.
Признание кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, банкротом, смерть или ликвидация юридического лица, отказ кого-либо из товарищей от дальнейшего участия, выделение доли товарища по требованию его кредитора, истечение срока договора, достижение его цели, либо, напротив, возникновение обстоятельств, при которых достижение цели товарищества становится невозможным – все эти обстоятельства представляют собой основание для прекращения договора. Впрочем, если между остальными товарищами существует договоренность о том, что договор простого товарищества сохранит в отношениях между ними свое действие, то договор прекращает свое действие только в отношении товарищей, выбывших из договора. Исключение составляют случаи истечения срока, а также достижения цели товарищества и невозможности ее достижения, хотя и в этих случаях возможно сохранение действия договора, если участник договора простого товарищества потребует прекращения договора в отношении него, что предусмотрено ч. 2 ст. 1142 ГК.
Кроме того, сохранение договора простого товарищества имеет место, если вместо умершего физического лица или ликвидированного юридического лица к договору присоединится наследник или правопреемник юридического лица. Конечно, употребление здесь термина правопреемник ликвидированного юридического лица является несколько сомнительным.
После прекращения договора простого товарищества все товарищи становятся солидарно обязанными по неисполненным обязательствам в отношениях с третьими лицами.
В настоящей статье мы рассмотрели вариант покупки яхты вскладчину без создания юридического лица, в котором в свидетельстве о праве собственности указываются все совладельцы, что, безусловно, является важной гарантией защиты права собственности.

© Международная юридическая служба, Вячеслав ЛЕБЕДЕВ, 2005
Украина, Киев – Одесса – Ильичевск - Николаев
www.murs.com.ua
veritas@murs.com.ua
+38-048-7155855