Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Сколько стоит яхту построить?
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 44;

Кто только ни строит сейчас яхты, катера, туристические и прогулочные суда! Строительство ведется в Николаеве, Киеве, Одессе, Черкассах, Днепропетровске, Мариуполе, Севастополе и еще в десятке мест. Неужели этот бизнес так экономически привлекателен, прибылен, так сказать?
Имея возможность анализировать ситуацию более чем по 30 объектам, строящимся у нас в Украине, я решил проанализировать эти проекты с экономической точки зрения.

Краеугольный камень экономических убеждений: в Украине все дешевле. Второй смысловой постулат: наше изделие будет «разительно» лучше зарубежных аналогов.
Начнем по порядку. Для примера возьмем стальную моторную яхту 20 м длиной, с базовой предполагаемой затратной частью – $1 000 000. Далее будет излагаться схема событий, наиболее характерная для 90% проектов, строящихся в Украине.

1. Предварительная проектная подготовка.
Зачем, собственно, она нужна? Мы действуем просто – берем журнал (самый модный) и тычем заказчику пальцем в выбранный аналог. Дескать, во как будет. Заказчик многозначительно мычит, советуется со своими ближайшими «замами» и в принципе соглашается. Реже просит что-то нарисовать, еще реже настаивает на развернутом техническом задании (ТЗ). Налицо экономия. Мы-то знаем, что «буржуи» по полгода пляшут вокруг заказчика, а, начиная с ТЗ, проектант берет за свою работу приличные деньги – около 2% от предполагаемой стоимости судна. К примеру, от $1 000 000 это составляет $ 20 000. Во сколько мы уже сэкономили.

2. Собственно выполнение проекта.
Как правило, ограничивается исключительно «Техническим проектом» с элементами рабочего проектирования таких устройств, как якорное, рулевое, валы и т д... О вычерчивании рабочего проекта с подробнейшей деталировкой не может быть и речи – мы опять экономим. Ведь талантливые строители по месту все «прилепят», зачем тратить деньги на инженеров и конструкторов? Пусть лучше они днюют и ночуют в цеху вместе с рабочими и объясняют им на пальцах, что делать нужно. Вместо положенных 10-12 % от стоимости катера цена проектных работ падает до 4-5 %. Экономия налицо! Её величина составляет $ 50 000 !

3. Начинаем снабжение. Провести массовые закупки материалов и комплектующих, которые могли бы дать крупную скидку у дилеров и поставщиков, мы не можем – нет подробных спецификаций (мы их не сделали в п. 2). Ничего страшного – будем покупать по мере строительства. Подумаешь, чуть дороже...
Оценим этот «чуть». Скидки при строительстве 20-метрового судна достигают в ряде случаев до 40%. А это ох как немало. Добавим к этому НДС, акциз на таможне и получим, что вместо ожидаемых $ 240 000 х 1,3 = $ 312 000 затрат на узлы, агрегаты и комплектацию выходит: (240 000 х (100% / 60%)) х 1,3 = $ 520 000 !!! Правда, мало кто «нарывается» на это в начале строительства, все идет «в растяжку». Заказчика информируют о подъеме цен, о проблемах на таможне и т.д. Ему ничего не остается, как соглашаться и добавлять денег.

4. Тем временем строится корпус, и сначала вроде все соответствует сметам и срокам. Ничего, что только в процессе работы приходит информация о параметрах двигателей и агрегатов, ничего, что по ходу пьесы меняются фундаменты и передвигаются переборки. Все это происходит из-за разбалансированности ранее перечисленных пунктов. В результате строительство корпуса удлиняется во времени более, чем в два раза. А это, в свою очередь, зарплаты, аренда, текущие расходы. Неплохая лазейка для конструкторов и снабженцев по времени. Они успевают подтянуться по «проектированию на месте» и поставкам «с колес». Все вроде счастливы, вот только расходы по строительству корпуса вырастают со 120 000 до $ 180 000.
Но заказчик уже влип! Он считает, что выполнено полработы. Никто его не разочаровывает, что стоимость корпусных работ - не более 15% от общей стоимости судна.

5. Примерная картина разворачивается и по системам, электрике и обстройке мебелью. Из-за смятого графика строительства стоимости этих работ также вырастают в 1,5 раза. Для сравнения приведем таблицу прогноза и реальной ситуации на постройке такого малого судна в Украине.

6. Таблица «Прогноз – Реальность» при строительстве моторной яхты 20 м.

Не нужно быть архиэкономистом, чтобы заметить разницу в цене. Добавьте к этому срок строительства, вырастающий в 2 раза. Прибыль при постройке составит:
1 000 000 - 1 083 000 = -$ 83 000. Вместо +$ 314 000 – а это не позволяет нести никаких гарантийных обязательств. Просто не из чего!

7. Рассмотрим вторую таблицу – предполагаемо правильный способ организации финансирования подобной постройки. Для сравнения приведем зарубежную версию типовых затрат (на примере одной из голландских верфей).

8. Преприятнейшая новость! Мы, оказывается, можем строить судно за $ 772 000 вместо $ 1083 000 и выглядеть финансово состоятельными в борьбе на рынке за рубежом. При правильной подготовке проекта и организации предприятия в целом Украина готова выпускать сравнимое судно по следующим параметрам прибыльности:

Вот вам и разница. Ведь реально экономия может быть достигнута только на оплате труда и сроках постройки судна. Это ярко видно в разделах «корпус, обстройка, системы, электрика, проектные работы». При высокой прибыли понятно, откуда есть возможность нести гарантийные обязательства. Данные последней таблицы подразумевают возврат НДС при экспорте.
И верно говорили раньше «Лучше долго запрягать, но быстро ехать». Пока мы наблюдаем обратную картину. Видимо, надо основательно пересматривать методы руководства и не экономить на оплате «мозгов», пока они еще не все уехали за рубеж.