Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Maxis-кайф по-турецки
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 88;

Лето! Море, солнце, путешествия и… конечно же, яхта. Лично я уже не мыслю иного отдыха: парусник должен быть непременно. Правда, в этом году для обычного вояжа по всему Днепру на собственном судне времени нет: работа, дети малые…
И тут очень кстати пришелся звонок Дениса Данько из «Maxis Yacht Management» (www.maxis.ru): «Богдан, приезжай – в Турцию сходим». Yes! Вот отличная возможность активно отдохнуть, а заодно выяснить, что же скрывается за рекламным буклетом этой компании (см. «Фарватер» №6/2004 и 1/2005)!
За полдня мы с моей Анечкой упаковали сумки и помчались на севастопольский поезд…

…Яхта понравилась сразу. В первую очередь, объёмом кают-компании – это залог добротных экипажных «посиделок». Газовая плита с духовкой, холодильник, две мойки – всё почти как дома. В одном из двух санузлов - полноценная душевая кабина, даже с горячей водой (когда мотор работает). И, главное: 4 изолированных двуспальных каюты – влюблённые пары оценят каждую, это вам не «плацкартный вариант». А в двух носовых каютах есть даже отдельная койка (вторым ярусом), на которой удобно разместится ребёнок. Неплохой «малосемейный» вариант.
Над кокпитом установлен большой «бимини-топ» – невероятно важная для комфортного отдыха штука. Складной козырёк-брызговик – тоже бывает очень полезен. Ну и, конечно же, раскладной столик и минибар – стандарт на чартерных круизёрах.
Что ещё приятно – обилие горизонтальных участков палубы. Это не шутка: на многих, даже достаточно больших яхтах, конфигурация палубы и рубки такова, что позагорать практически негде! А тут – сразу несколько добротных «плацдармов».
Пойдём без нанятого капитана (все шкиперские работы мы с Денисом выполним сами), поэтому с интересом осматриваю оснастку. Закрутка генуи, грот «вматывается» в мачту. На носу, в якорном рундуке – электробрашпиль. Двигатель заводится ключом – так же просто, как в автомобиле. Мощный встроенный автопилот. Чего ещё надо?
Ещё обязательно надо хорошую компанию. И тут всё сложилось: кроме Дениса, Ани и меня на борту две милых девушки – Оля и Света. Продукты закуплены, документы оформлены – в путь!
Погода как-будто взялась «оморячить» наш экипаж в кратчайшие сроки. На выходе из Севастополя мы угодили в свежий ветер с добротно раскатанной волной. Денис засмеялся, увидев в моих руках видеокамеру: «Лучше убери, а то… достаточно будет одной таблетки!» Почти сразу случилась и «таблетка»: взлетевший гребешок волны залил мне и лицо, и камеру… Ладно, отложим съёмки.
Курс – на Синоп. В такой ветер 14-метровая яхта просто летит, молодецки прыгая на волнах. В поле зрения ещё долго видны красивейшие крымские берега, погода чудная и рулить – одно удовольствие. Но не буду кривить душой: высокая крутая волна таки сыграла злую шутку с двумя нашими девушками – апатия, зелёные лица и устойчивое желание спать. И никакими раздражителями – «гляди, какой закат!», «у нас ещё дыня есть!» – их с коек стащить было невозможно.
…Незабываемое ночное зрелище: быстрый бег по широченной лунной дорожке (скорее, лунному проспекту!). Кто хоть раз видел, тот поймёт…
С наступлением утра вчерашние «страдальцы» уже вовсю наслаждались яхтенной жизнью: купались «на буксире», загорали, пытались дотянуться до выпрыгивающих прямо у борта дельфинов. И – ожидали, когда из дымки появится то самое «прекрасное далёко» – турецкий берег (перейти море на яхте – это вам не банально самолётом перелететь, ощущения принципиально другие!).
К Синопу подошли вечером, обогнув красивенный мыс. Вошли в рыбацкий порт и пришвартовались к американской яхте – её радушный хозяин сам настоял на этом, мол, коллеги, вместе веселей будет. Кстати, яхта из Америки своим ходом пришла – очередная пожилая семейная пара путешествием по миру наслаждается.
Чего просит душа после длительного (30 часов) перехода? Правильно – покушать, причём «чего-нибудь эдакого». Ряд отличных ресторанов здесь же, в сотне метров, прямо на набережной. Наш «гид» Денис уверенно показывает на «Saray restouran» (сохранена оригинальная грамматика) – нам туда! Дружелюбный официант (кстати, почему-то везде в Турции официанты – мужчины!) долго выясняет, что хочет каждый из нас. Подводит к витрине, за которой на льду лежит рыба разных сортов – «какую именно приготовить?» Также наглядно показывает другие блюда… Я уже не раз проверял: турецкая кухня – это отдельная песня со множеством куплетов: пробовать – не перепробовать! Необычные сочетания, много пряностей, насыщенный вкус. Даже если вы очень проголодались, много не заказывайте, ибо каждая порция – дай бог управиться! На десерт – оригинальная сладкая штуковина – подарок от повара… В общем, удовольствие получаешь как гастрономическое, так и эстетическое, сюда потом охота вернуться (что мы и сделали).
Утром знакомимся с городом уже основательно. Поражает эклектика архитектурных форм и необычное сочетание строительных материалов: модерновые здания чередуются с причудливых форм старинными, всё это (зачастую вперемешку) из кирпича, дерева, металла, глины… Очень красиво смотрится старая часть города с холма на восточной стороне (специально ходили смотреть).
На черноморском побережье Турции Синоп претендует на звание древнейшего, поскольку упоминается в греческих рукописях 2000 года до Рождества Христова. Древнеисторический облик города напоминает о Греции и Византии одновременно. Первые крепостные стены здесь возвёл Митридат VI Евпатор в последние столетия до нашей эры, остатки этих стен стоят и поныне. Старейшая городская мечеть о 5 куполах датируется 13-м веком.
Гордость и особый кайф Синопа – «хамам» – турецкие бани. Самая старая из них - ещё античной постройки. Банщики передают умение от отца к сыну, из поколения в поколение. В «хамаме» ведь не просто парятся – там проходят целый ритуал. Наши девушки оценили по-достоинству: «Над тобой в процессе сразу несколько человек работают. Когда массажист проходился по рукам и ногам – впечатление, что из пальцев вот-вот брызнет! Удивительно было слышать, как мальчик во время массажа тихо поёт – видно, это часть ритуала. Даже после всего – не просто вытерся да ушёл, а тебя заматывают в несколько полотенец, особым образом. Ощущения – сказка!»
Особую известность Синопу приносят корабелы-моделисты. Традиционная на протяжении нескольких веков, эта деятельность в почёте и сегодня – только в старом городе я увидел 4 специализированных «модельных» магазина! Разных видов и размеров – корабли, баркасы, яхты; разная цена, разное исполнение; для ценителей сложной ручной работы и для «охотников за сувенирами»… Единственное общее – все деревянные.
Конечно же, увидели и фонтан, построенный в память о моряках, погибших при захвате Синопа эскадрой Нахимова. Простой, прямоугольный, непримечательный, он построен на карманные деньги погибших. М-да, для кого «великая победа», а для кого и трагическое «вероломное нападение»…
Посетили морской парк, там же – музей с трофеями раскопок (весь комплекс закрыт на реставрацию, но посмотреть можно).
Прямо возле гавани – одна из башен старинной крепости (отдельные её фрагменты датированы ещё 72 г. до Рождества Христова). Чудный вид на гавань, море и старый город. Вечером здесь можно посидеть в кафе – столики рядом.
В гавани - пёстрый флот рыбацких судов, катеров и лодок различных форм и размеров. Это яркое зрелище – по всему побережью.
Турки очень приветливы и в большинстве своём бескорыстно дружелюбны. Всегда кто-то поможет пришвартоваться. За день – десяток бесед: «Откуда яхта? Надолго к нам? Что-нибудь надо?» К соседу-американцу зашёл поболтать турок-моряк в «надцатом» поколении («я моряк, папа – моряк, дед – моряк…»). Мне, с гордостью: «Видишь во-он те тучи? Это значит, ветер к вечеру стихнет». И ведь действительно стих!
Кстати, турки на черноморском побережье весьма европеизованы: на вид не слишком смуглые, в парандже мало кто ходит, достаточно много владеющих английским. Однажды мы встретили турка, который говорит на английском, немецком, польском и даже фламандском (!) языках (ну и по-турецки, конечно).
Приятный город Синоп. Но – время идти дальше.
Стоит ли подробно рассказывать о всех потенциально интересных местах, которые мы проходили? Разве что о некоторых, и то в двух словах, для понимания разнообразия «отдыхательных возможностей». Итак:
Hamsilos – тихий, очень красивый залив для «отдыха душой» и купания. Чистая вода, речная форель (на заметку рыбакам!), дикий густой лес… Вполне можно устроить классический «шашлык» на берегу.
Gemiciler – маленькая деревенька с рыбацким портиком. Рядом – неплохой галечный пляж. Тихо, спокойно. В деревне можно пообедать (несколько кафешек), купить фруктов.
Inebolu – сюда можно зайти «оторваться по базару и ресторанам». Гавань несколько неприветливого вида, полна рыбацких судов, рядом погрузочный пирс для балкеров. Но прошли 50 метров, завернули за угол холма – а там курортный «бродвей» с ресторанчиками и магазинчиками. Местная кухня – прелесть, несмотря на обычно неброский вид кафешек.
Kurucasile – уютный маленький порт, удобная пристань, напротив – ресторан и магазинчики, рядом пляж. Очень симпатично. Причём, не я один так думаю, судя по пришвартованным двум яхтам под немецкими флагами.
Кстати, этот городок, как и ряд других – колыбель малого деревянного судостроения на черноморском побережье Турции. Простенькие деревянные стапеля чуть не в каждом дворе стоят. Готовые лодки – небольшие, весьма аккуратные, классических пропорций. Среди заказчиков, к примеру, Голландия (!), где эти лодки очень востребованы.
В заливе Catalkaya Koyu сам бог велел просто постоять, искупаться и полюбоваться нависающими холмами.
А вот в Dinili Koyu приготовьтесь понырять (с маской и трубкой или аквалангом) и «произвести разведку» бортовым динги: там среди скал есть живописная арка с летучими мышами...
Но, пожалуй, самое сильное впечатление на нас произвела Амасра, конечный пункт нашего «прибрежного турне».
Основан этот городок 3500 лет назад. Сначала он назывался Sesamoc. Но в III веке до Рождества Христова здесь был дом персидской принцессы Амастрис, что в результате отразилось на названии города. Далее здесь были римляне, византийцы, затем генуэзцы. Во времена Римской империи здесь построили крепость, театр и баню. В разные времена город был более или менее важным в военном и торговом отношениях. В 1460-м «чехарда» закончилась: город взял султан Мехмет Завоеватель.
Историческое сердце города – генуэзский замок 15 века, стены которого до сих пор в отличном состоянии. Разглядывая его, поражаешься «вкраплению» стилей и эпох: одни строители достраивали или «вгрызались» в творения других. Замок опоясывает остров, на который ведёт мостик, построенный ещё римлянами…
Амасра – очень популярный в Турции курорт выходного дня. Внутри бухты – чистые пляжи. Приятно пройтись пешком через мостик в старый город с античными артефактами: стены, арки, фонтаны, старые дома. Рекомендую также взобраться на вершину старой островной части, пройтись по кругу – виды завораживающие.
Для ценителей здесь есть небольшой, хорошо организованный археологический музей. Для туристов – клондайк сувениров (компактные кварталы в центре города). Особенно город славен своими деревянными поделками.
Вечерняя и ночная жизнь кипит и бурлит – рестораны, дискотеки и прочие развлечения. Город давно для себя открыли и летом активно «обживают» немцы и даже новозеландцы (!). Для курортников местные жители оборудовали ряд 2-3-этажных «пансионов». Русских и украинцев здесь практически нет.
Буквально в миле (за мысом) на запад есть отличный пляж среди живописных скал. Туда можно на динги под мотором мотнуться, стоя в Амасре. Искупались – и вечером назад, в цивилизацию.
Единогласное мнение нашего экипажа: Амасра – один из самых приятных городков на черноморском побережье. Это безмолвно подтвердили две английские яхты, ошвартовавшись рядом с нами.
Время отдыха неумолимо подходило к концу. С немалым сожалением покидали мы красивые берега с доброжелательными людьми. Курс – Севастополь.
Обратный путь прошёл просто и банально – против слабого встречного ветра на такой яхте лавироваться смысла не было, просто шли под двигателем. Самочувствие – великолепное. Экипаж устроил себе «итальянский ужин» с вином и спагетти…

Что можно сказать в заключение?
Не верьте рекламному буклету компании «Maxis Yacht Management»! Он и наполовину не отражает действительности. Впрочем, может ли вообще малый кусок бумаги передать всю ту гамму хороших эмоций, ярких впечатлений и бодрости духа, которая ожидает счастливчиков, познавших чартер-маршрут, подобный нашему???
Я в это не верю!
Только самому увидеть, ощутить, испытать…