Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Факторы комфортности яхт
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 106;

Продолжение. Начало – «Фарватер», №6/ 2005

Качка и вибрация
Принято различать четыре вида воздействия ускорений на человека:

  • Укачивание или «морская болезнь» (MSI – Motion Induced Incidence). Симптомі – снижение или даже полная потеря работоспособности и аппетита, головная боль, тошнота, рвота и т.д.
  • Затруднённость перемещений и функционирования (MII – Motion Induced Interruptions). Попросту говоря, когда для удержания равновесия вам необходимо за что-то схватиться руками или опереться – это и есть MII. Он характеризуется индексом MII, который показывает, сколько раз в единицу времени человеку приходится отвлечься на удержание равновесия. Комфортной величиной считается индекс MII 1/мин (т.е., приходится отвлекаться на удержание равновесия 1 раз в минуту).
  • Усталость, вызванная ускорениями (MIF – motion induced fatigue);
  • Общая вибрация тела (WBV – whole body vibrations) может вызывать травмы.

Последние два вида воздействия регулируются стандартом ISO2631-5, который, однако, в настоящее время на малые суда не распространяется.
Степень воздействия ускорений на организм человека зависит от частоты этих ускорений и от длительности их воздействия.

Низкочастотные ускорения – бортовая, килевая и вертикальная качка обычного водоизмещающего судна на ходу или любого судна на стоянке. Они и вызывают укачивание – MSI. Этот вид воздействий характеризуется диаграммой, обычно накладываемой на характеристики качки судна (Рис.1). При оценке воздействия качки на человека необходимо различать экипаж, имеющий некоторый уровень привыкания, и неподготовленных гостей и пассажиров. Исследования показывают, что наиболее неблагоприятное влияние на организм человека оказывает качка с периодом 3…10 секунд. К сожалению, этот диапазон как раз совпадает с характерными периодами качки малых судов.


Рис.1. Характеристики качки судна, совмещенные с диаграммой укачивания (MSI)

Судно на якоре (носом против волны, без хода) при силе волнения 3 балла. Запись «MSI 5% 2 часа» означает, что 5% людей на борту имеют признаки укачивания через 2 часа воздействия такой качки. Параметры качки в носовой части судна менее благоприятны.
Среднечастотные ускорения – характерны для глиссирующих судов на ходу. Эти ускорения вызывают скорее усталость (MIF) и затруднённость функционирования (MII), чем укачивание. Этот вид воздействия характерен также для автотранспорта.
Высокочастотные ускорения – вызывают общую вибрацию (WBV), которая при воздействии на человека приводит к усталости (MIF) (рекомендуемые комфортные значения – Табл.8), в отдельных случаях – к заболеваниям и травмам. Основным источником вибрации на судне, как правило, являются неправильно установленные механизмы.

Таблица 7. Предельные значения «комфортной качки» – 10% людей на борту имеют признаки укачивания (MSI 10%)
Длительность воздействия Вертикальные ускорения, м/с2
30 мин 1.0
2 часа 0.5
8 часов 0.25

Меры снижения воздействия качки
Они делятся на эксплуатационные и конструктивные. Первые зависят от правильности эксплуатации – выбор курсов и скоростей, мест якорной стоянки и т.д. Вторые обеспечиваются на стадии проектирования и постройки:

  • минимизация неблагоприятного воздействия качки на людей – размещение пассажирских помещений вблизи центра раскачивания. (т.е., ближе к миделю). В носовой части судна амплитуды качки и ускорения наиболее значительны (сравните соответствующие линии на рис.).
  • Общеизвестный факт: суда с очень высокой остойчивостью обладают резкой неприятной качкой – период качки мал. В связи с этим приходится идти на разумный компромисс и несколько снижать остойчивость для обеспечения комфорта людей на борту.
  • Еще один способ – демпфирование (т.е. «успокоение») качки с использованием специальных устройств. Успокоители качки бывают пассивные (скуловые кили, шверты и шверцы, брусковые кили, паруса и т.д.) и активные (цистерны, бортовые управляемые рули, гироскопические стабилизаторы).

Многокорпусные суда, как правило, менее подвержены качке, что обеспечивает им определённые преимущества в плане комфорта [4].


Рис.2. Пример компьютерного моделирования качки судна на нерегулярном волнении

Таблица 8 – Требования к вибрации
Цель ограничения вибрации На ходу На стоянке
Предотвращение дискомфорта 7 мм/с -
Предотвращение усталости от вибрации (24 часа) 5 мм/с -
Возможность сна 3 мм/с 1 мм/с
Комфортный уровень вибрации (вибрация незаметна) 1 мм/с 0.25 мм/с

Обитаемость и эргономика
В отношении обитаемости имеют значение

  • рациональная планировка помещений с учётом функциональных зон экипажа и пассажиров
  • эргономика – комфортные размеры коек, диванов и другой мебели.

Таблица 9. Типовые характеристики обитаемости малых судов
Длина судна, футы Общее число спальных мест Число двухместных кают Штатный экипаж, чел.
Парусные суда
20-25 2-4 0-1 -
25-35 4-8 1-2 -
35-45 6-9 1-3 -
45-60 8-10 и более 2-5 1-2
Моторные глиссирующие суда
20-25 2-4 1-2 -
25-35 2-6 1-2 -
35-45 4-8 1-4 1-2
Моторные яхты и водоизмещающие моторные суда
30-35 2-4 1-2 -
35-45 4-6 2-4 1-2
45-60 6-8 и более 2-5 1-4

Таблица 10. Рекомендуемые диваны и мягкие сиденья
Толщина матраса, сиденья дивана, мм В качестве матраса или сиденья В качестве спинки
25…50 Возможно использование для матраца на мягкой брезентовой койке. Не слишком удобно, но приемлемо для экономии веса
75 Пригодно для недорогих судов Достаточно комфортно и широко применяется
100 Применяется на качественных судах
150 Комфортно, но иногда может быть слишком мягко Слишком толстая

Таблица 11 – Некоторые рекомендуемые размеры мебели на малых судах
Элемент Размеры и комментарии
Койка морская* (минимальные размеры) Длина – 1900 мм; ширина в плечах и тазе – 550 мм; ширина в ногах – 350 мм; в голове – 420 мм; пространство над койкой – 600 мм (от поверхности матраса), в ногах можно уменьшить до 450 мм. Если койка используется в качестве сидения, пространство над ней должно составлять не менее 850 мм
Койка двуспальная


Здесь рекомендуется привязываться к стандартным размерам матрасов, имеющихся в продаже: 'double’ 1980x1370 мм, ‘queen’ 2030x1520 мм, ‘king’ 2030x1980 мм, ‘extra large’ 2130х1980 мм
Диваны и сиденья Высота от палубы 400-460 мм, глубина 400-460 мм (до 500 мм для диванов), высота спинки 380-460 мм.
Стол Стол, за которым могут разместиться 4 человека: 980х750 мм. Стол для 5 человек (один сидит с торца): 1220х850 мм. Высота стола – 740 мм (обеденный) и 460 мм (журнальный).
Штурманский стол 800х1300 мм для карты, 800х650 мм для карты сложенной вдвое (может быть использован на судах менее 10 м длиной).
* Многие правила классов гоночных яхт предъявляют несколько иные требования.

В настоящее время модели круизных яхт выпускаются в модификациях:

  • «Хозяйская» (owner). Обычно для этого варианта характерно наличие 1-2 кают повышенной комфортабельности, в то время как остальные помещения ниже классом.
  • «Чартерная» (charter). Для этого варианта характерно большое число отдельных кают одного уровня комфортности. Сами каюты, как правило, небольшие, а cанузлы могут быть вообще совмещенными. Отделка и оборудование проще, нежели в «хозяйской» версии.

Одна из проблем современных малых судов – миниатюризация. Хороший конструктор может «впихнуть» планировку 12-метрового круизёра в 9-метровый корпус и максимально насытить его оборудованием. В результате человек среднего роста будет чувствовать себя на таком судне, как слон в посудной лавке. Поэтому главный совет: не покупайте судно только по картинкам в красивом цветном каталоге. Посмотрите его «живьем» (например, на Бот-шоу), посидите на диванчиках, за столом – и сделайте выводы.
Рис.3. Пример планировки помещений 14.2-метровой стальной круизной яхты (проект автора).
Яхта предназначена для комфортабельного отдыха компании из 2-8 человек при неограниченном районе плавания.

References:
1. Guide for passenger comfort on ships. ABS, 2001.
2. Hix L. Interior design methods for yacht design and boat building industry. Westlawn Institute of Marine Technologies, 2001.
3. Levadou M. Seakeeping of motoryachts and passenger discomfort. MARIN, 2003
4. Luth H.R. Comparison of comfort and workability on board a trimaran and a monohull yacht. MARIN. 2000.
5. Nicolson I. The boat data book. Sheridan House, inc. 5th Edition, 2004.
6. Smullin J. Noise and vibration specification for large yachts// Noise and vibration engineering, P.1-14.