Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Правила регистрация яхт в Словакии
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 104;

Любое государство, даже не имеющее выхода к морю, имеет право предоставлять судам право плавания под своим флагом (ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г.). Однако, имея такое право, государство принимает на себя обязанности и ответственность перед международным сообществом, связанные с регистрацией судов.

Судовые реестры бывают национальные, а также «открытые», т.е. предоставляющие право регистрации судна и нерезидентам. Существуют также так называемые «удобные флаги» (Панама, Либерия, Греция, Багамские острова, Мальта, Кипр, Норвегия, Сингапур, Китай и т.д.), т.е. юрисдикции, предъявляющие к судам, регистрирующимся в их судовых реестрах, минимально достаточные требования и осуществляющие регистрацию по упрощённой процедуре. Среди стран с либеральным судовым реестром выбор довольно большой. Но главное – определить, какой из судовых реестров больше всего устроит именно вас. Придётся учесть буквально всё: по каким маршрутам будет ходить судно, каков его возраст, в чём его назначение... Ведь только полная картина позволит выбрать оптимальный вариант. Процедура регистрации судов под «удобным флагом» хорошо известна широкому кругу лиц, но при этом не стоит забывать об остальных странах, предоставляющих данное право. Рассмотрим, например, Словакию.
Словацкая Республика имеет площадь 49 тыс. км2, входит в Совет Европы с 1993 г., в Евросоюз с 2004 г. Словакия — одно из самых молодых государств Европы. Почти три четверти века Словакия была частью Чехословакии, а до этого более тысячи лет входила в состав Венгерского государства. Население страны около 5,5 млн. человек. Государственный язык – словацкий. Большинство населения исповедует католицизм. Столица – Братислава.
Основным нормативным документом, регулирующим правовые вопросы мореплавания в Словакии, является Кодекс мореплавания (№. 435/2000).
В Словакии не существует ограничений по субъектам, имеющим право регистрировать судно в данной стране. Все сертификаты, выдающиеся в этой стране, признаются мировым сообществом. Судовой регистр Словакии открыт для многих типов судов, однако существуют ограничения относительно рыболовных, пассажирских судов, а также паромов. Для различных видов регистрации судна (временной – 3 месяца, параллельной – по бербоут-чартеру) в дополнение к основному пакету требуется различный набор документов. Главным органом в процедуре регистрации судов является Государственная судовая администрация.
Основные документы, необходимые для желающего зарегистрировать судно в Словакии:

  • Договор купли-продажи или контракт на постройку судна (переведенный специальным судебным переводчиком);
  • Документы, подтверждающие прекращение предыдущей регистрации судна (переведенные специальным судебным переводчиком);
  • Таможенные документы (подтверждение оплаты таможенных платежей).

Процедура регистрации проходит следующим образом:

  1. Судно должно зайти в порт Братиславы для технического осмотра (обязательное условие) на предмет соответствия с требованиями нормативного акта (№. 54/2002);
  2. В этом же порту заполняются регистрационные формы;
  3. Уплачивается административный сбор, который составляет 65 EUR – для судов длиной до 7м, 132 EUR – для судов длиной более 7м.

Негативным моментом при регистрации яхты в Словакии является необходимость фактического ее захода в порт Братислава. Но, с другой стороны, совершить увлекательнейшее путешествие по Дунаю и заодно зарегистрировать свою яхту – отличнейшее совмещение приятного с полезным.
Международное право не препятствует существованию и распространению практики регистрации морских судов под "удобные" флаги. Правда, положение, закреплённое в ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву о том, что между государством и судном должна существовать реальная связь, считается противоречащим практике использования "удобных" флагов. Однако правовых критериев определения реальности связи между государством и судном, имеющим право плавания под его флагом, создать не удаётся.
Практическая работа нашей фирмы, специализирующейся в разрешении часто довольно сложных вопросов регистрации морских судов и яхт, показывает, что к каждому отдельно взятому судну требуется подбор индивидуальной оптимальной схемы его регистрации.

Алексей РЕМЕСЛО, юрист.
Международная юридическая служба, © 2005
Киев – Одесса – Николаев