Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Этот заманчивый и увлекающий яхтинг
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 62;

Продолжение (Начало "Фарватер" №2 (15) 2006).

Акватории и стоянки
Итак, где же ходят (слово «плавают» истинный яхтсмен никогда не употребит) на вожделенной красавице? Варианты: Днепр, Чёрное и Азовское моря, Средиземноморье.
Главная река Украины поделена на 6 водохранилищ. С одной стороны это неудобно — для прохода «насквозь» нужно соответствующее количество раз шлюзоваться (кстати, платно — из Киева до Одессы на шлюзовку уйдёт порядка 600 грн.). Но с другой — хорошо: плотины «раздвинули» берега, добавилось водного простора.
Река — это спокойная акватория, живописные плавни, чудные острова, красивые берега, спокойные стоянки. Семейный отдых на Днепре просто великолепен. Всегда можно найти укромное местечко для якорной стоянки или швартовки к берегу. Высадиться побродить по острову — редкое удовольствие для жителя большого города. В живописных плавнях можно славно порыбачить. На ходу глаз радуется пейзажу — берега зачастую восхитительно красивы. Конечно, есть и «но»: мели, узости, комары. И вода на звание «чистая» не очень претендует.
На черноморском побережье всё наоборот: простор, глубина и никаких кусючих насекомых. И запах моря ничем не заменишь. Но для нестойких к морской болезни отдых иногда может обернуться пыткой: островов нет, защищённых бухт тоже мизер и спрятаться от волны бывает негде...
Идеальны для яхтинга воды Турции и Греции: множество живописных островов, спокойные бухты, чистая вода. Но, согласитесь: одно дело, если яхта всегда «под боком», другое — если к ней лететь самолётом надо...
В-общем, каждый выбирает, что ему важнее. И ещё — исходя из наличия и развитости инфраструктуры.
Важность этого фактора трудно переоценить. Яхта — существо нежное, содержать её нужно в комфортных условиях (т.е. на закрытой от волны и ветра стоянке). И охрана должна быть соответствующая (стоимость «игрушки» обязывает), и пополнение запасов (в первую очередь воды и топлива) не должно составлять проблему. Комплекс, который всё это обеспечивает, принято называть мариной (не путать с яхт-клубом — организацией, объединяющей любителей яхтинга).
Двигаясь с севера Украины, обнаруживаем первые марины в Киеве: «Маячок» и «Омар». Первая из них более фешенебельна и элитна. В обоих уютно стоять (правда, парусная яхта в «Омар» войти не сможет — низкий мост на входе), есть заправки и технический сервис. Строится марина выше Московского моста. И ещё на нескольких РОПах организованы хорошо охраняемые стоянки с рядом сервисных услуг (впрочем, на звание «марина» они пока не претендуют).
Далее — Днепропетровск, марина «Клуб Бартоломео». Здесь есть всё необходимое как для яхты, так и для её команды, самой требовательной. Великолепно оформленное и организованное элитное заведение.
Следующая остановка — «Максим Марин», г.Новая Каховка. Тоже вполне благородное заведение, с достаточно полным перечнем услуг.
Выходим в море. И с сожалением констатируем: на всём побережье Украины — только три полноценные марины: «ТЦФ клуб» и «Посейдон» в Одессе да «Золотой Символ» в Балаклаве. О последней стоит сказать особо: уникальный микроклимат позволяет держать здесь яхты на плаву круглый год — акватория никогда не замерзает. Этим вполне разумно пользуются некоторые яхтсмены, к примеру, из Киева — в конце навигации загоняют свои плавсредства в Балаклаву. По набору услуг и комфортности стоянки именно эту марину можно назвать лучшей в Чёрном море.
Ещё ряд портов на побережье можно использовать как место недлительного пристанища (к примеру, Севастополь, Ялта, Феодосия и др.). Та же ситуация в Азовском море — безопасные стоянки если и есть, то обычно без должного сервиса.
Впрочем, и побережья других черноморских стран не богаты яхтенной инфраструктурой. К примеру, в Румы¬нии только 2 порта, а в Болгарии — 5, из них ни один не имеет нормального яхтенного сервиса. В России и (особенно) Грузии ситуация не лучше.
На фоне остальных побережье Турции просто забито защищёнными стоянками (каждые 10-20 миль как минимум рыбацкий порт есть). Но и здесь ни одной полноценной марины нет. Истинный «Клондайк» для яхтсмена начинается со Стамбула: целая сеть хорошо обустроенных марин (практически каждые 50-100 миль) позволяет решить все проблемы, вплоть до длительной стоянки с периодическим обслуживанием (и, конечно же, соответствующей охраной). И многие этим очень разумно пользуются: получив отпуск, экипаж приезжает (из какой-нибудь Франции) на яхту и медленно, «с чувством, толком и расстановкой», путешествует месяц-два по странам Средиземноморья. В очередном порту яхту оставляют и — адью, до очередного отпуска...

Правовые вопросы
Но оставим «на потом» приятные странствия и обратимся к более банальным правовым вопросам яхтинга. Это, во-первых, регистрация самой яхты, а во-вторых, право ею управлять.
Регистрация. Напрашивающийся вариант — прямо здесь, поближе к месту жительства. Без проблем, если двигатель на судне меньше 75 л.с. (совершенно нормально на парусной яхте и практически не бывает на моторной) — судно заносится в Судовую книгу Украины в одном из филиалов Регистра. Если двигатель мощнее 75 л.с., то регистрация — только в центральном офисе (Одесса), с занесением в Судовой регистр (процедура чуть дольше и дороже). Ежегодно проходится техосмотр, платится транспорт-ный налог и — на просторы!
Вроде всё просто. НО! Чтобы зарегистрировать яхту в Украине, сначала нужно её «ввезти» (вспомним: более 90% моторных яхт у нас импортные). А значит, придётся оставить на таможне дополнительные 34% пошлины! Учитывая высокую стоимость товара — весьма накладно.
Один из всемирно используемых вы¬ходов из ситуации (не только у нас такие проблемы): регистрация плавсредства под флагом какого-нибудь оффшора. Свободная практика иностранной яхты ничем радикально не ограничивается, разница только в ежегодных документарных процедурах (плюс несущественные дополнительные издержки — к примеру, шлюзовка для «иностранца» явно дороже). Кроме финансовой выгоды, вы получите и лучшую правовую защищённость: теперь вложение денег в яхту гарантируется не изменчивыми украинскими законами, а международными нормами, которым не одно столетие (Морское Право). Парадоксально (и грустно...), но факт: иностранный флаг в нашем (постсоветском) случае защи¬щает территорию вашего судна намного лучше, чем это делают квалифицированные адвокаты у вас в офисе, ибо вы уже субъект Международного права.
Теперь о праве на управление. Обычно отдых на яхте у новоиспечен¬ных владельцев ассоциируется с блаженной праздностью, спокойным созерцанием морского горизонта, неспешным потягиванием алкоголя в шезлонге... Поэтому для управления яхтой практически все нанимают капитанов. Но если на моторной яхте эта практика со временем не меняется, то на парусной... Рано или поздно статус пассивного пассажира обычно надоедает, присутствие чужого человека раздражает, а пример иностранцев, видящих кайф в том, чтобы самому управлять судном, вдохновляет. И многие лично учатся водить яхту.
Путей для этого несколько: парусные школы, отечественные и зарубежные, а также практика частных уроков. Они в итоге предусматривают получение официального документа. Образцы «наших» и «импортных» сертификатов отличаются, но, если речь идёт об управлении собственным судном, проблем «признаваемости» обычно не возникнет.
И, напоследок, о ещё одном правовом вопросе. В большинстве стран мира яхтсмены имеют громадное преимущество в визовом смысле: даже если вы пришли без визы в заграничный порт, вас никто не выгонит. И это на совершенно законных основаниях, в соответствии с положениями Морской Конвенции: зайти, пополнить за¬пасы продовольствия, воды — ваше неотъемлемое право. А дальше — как местные власти решат. И обычно вы получаете возможность свободно практиковать на берегу: все понимают, что турист — это деньги в бюджет страны! А статус яхтсмена автоматически гарантирует уважительное отношение.

Чартер на яхтах
Выглядит это примерно так. В июне добрая часть Германии всеми возможными путями — кто на авто, кто авиа — едет в Грецию и Хорватию. У многочисленных туристов Англии и Франции сезон больше «размыт» по времени, но конечные пункты те же. Как Крым во времена СССР — этакий «всеевропейский курорт». Большинство из приехавших уверенно заходят в одну из марин и находят «свою» яхту — она была предварительно заказана, оплачена и ожидает команду в чистом и опрятном состоянии. Погрузка, апробация — и экспедиция на 1-3 недели уходит к манящим островам. Вот это и есть парусный чартер.
Преимущества чартера налицо. Вы свободно выбираете интересную вам акваторию, при этом неважно, где она находится (перегонять ведь собственную яхту туда не надо, а самолёт скрадывает любые расстояния...). Вы свободно выбираете яхту по величине и виду (в этом году моторная, в следующем — парусная, через год — катамаран...). У вас нет расходов и проблем с хранением и ремонтом яхты в межсезонье.
Прелесть всех этих составляющих давно оценила вся Европа — недаром в развитых яхтенных державах (Греция, Турция, Италия, Хорватия) чартерные компании множатся, как грибы после дождя. Флот растёт соответственно, но результат всё тот же: к маю обычно уже все яхты «расписаны» на весь се¬зон, опоздавшему с заказом иногда не удаётся найти свободной вообще!
Можно дома в свободные дни ходить на собственной небольшой яхте, которая идеально подходит только для местной неглубокой реки, а «мир посмотреть» в чартере, арендуя яхты в разных регионах... А если своего плавсредства у вас нет, то определиться с покупкой можно самым правильным путём — протестировав яхту-претендента в чартере. Не понравится — ну и бросьте эту затею.
Основных видов чартера три: «чистый» чартер (bareboat), экипажный и флотилийный. В первом случае клиенту передают в полное распоряжение только подготовленную к выходу яхту. Естественно, при этом предполагается, что в команде есть достаточно опытные яхтсмены, чтобы ею управлять. А если таковых нет — можно нанять шкипера (это и есть экипажный чартер). Вы показываете пальцем, куда вам хочется идти, он ведёт яхту. Последний вариант предлагается начинающим яхтсменам, которые хотят управлять сами, но нуждаются в сопровождении профессионала. В этом случае формируется «флот» из десятка яхт, из которых одна — «адмиральская»: на ней сидят опытные яхтсмены, которые показывают интересные места отдыха и решают любые возникшие у новичков проблемы. Дополнительная прелесть флотилийного чартера — знакомство и обще¬ние с другими его участниками.
С каждым годом для «продвинутых» яхтсменов всё чаще предлагается участие в чартерных ралли и регатах. Захватывающая борьба на дистанции при этом дополняется знакомствами с коллегами, периодическими вечерними яркими празднествами и барбекю.
Наши соседи россияне уже давно поняли прелесть всего этого — на зафрахтованных плавсредствах регулярно слышится знакомая речь, проводится даже несколько «русских» регат на взятых в чартер парусных яхтах.
Цивилизованный чартерный сервис появляется и в Украине: с условиями и ценами можно ознакомиться, к примеру, на www.euroyacht.com.ua. А мы пока поговорим об акваториях.
Признанная «чартерная мекка» — Эгейское море. Территориально это Греция и Турция (юго-запад). Весь джентльменский набор: множество красивейших скалистых островов, исторические руины, интереснейший местный колорит, прекрасный сервис (стоянки, рестораны, аквапарки, ночные увеселения), чистое восхитительного цвета море... Ветер «работает» регулярно (в августе даже чересчур).
Примерно то же можно сказать об Ионическом и Адриатическом морях (Греция-Хорватия). Разница — ветры там более умеренные и в пейзажах преобладает зелень (царство буйной растительности, в отличие от выжженных солнцем скал Эгейского). В Хорватии сервис похуже греческого.
Италия интересна местным колоритом и вулканическими пейзажами. Приятных якорных стоянок там объективно меньше (поскольку меньше и островов).
Минус во всех перечисленных местах только один: они слишком обжитые и «цивилизованные» — а значит людные. Уединение с природой там весьма относительное.
Зато в Чёрном море — всё с точностью до наоборот. Северное турецкое побережье интересно именно своей нетронутостью, здесь можно отдыхать от цивилизации. Спокойный проход по маленьким портам и естественным бухтам с дикой природой. Выключил мобилку — и наслаждайся! Высокие Понтийские горы (до 3 тыс. метров), роскошные лиственные леса вдоль берега, горные речки с чистой водой и форелью... Но — нет развитой сферы услуг (в смысле, бурной ночной жизни, аквапарков и других развлече¬ний). Экотуризм в сочетании с экспедиционным яхтингом в чистом виде.
Для украинцев черноморский регион очень удобен своей близостью — чартерные маршруты обычно начинаются из Балаклавы (подробнее на www.maxis.ru). Никаких перелётов и визовых проблем: приехал с семьёй в Крым на своей машине, поставил её на стоянку — и айда в плавание! По приходу можно продолжить экскурсию по Крыму на машине...
...А есть ещё далёкие Карибские и Антильские острова («земной рай»), есть экзотические путешествия по Британии, есть маршруты по рекам Европы — маршруты на все вкусы и запросы!
Вот такие они, составляющие прекрасного образа жизни — ЯХТИНГА.