Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Эхолоты Humminbird
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 104;

В продолжении статьи мы немного поговорим о том, как, собственно, «видят» эхолоты дно и рыбу и как они нам эту информацию преподносят на своих дисплеях, а также об особенностях и способах крепления датчиков излучателя на транцы катеров/лодок.

На Рис.1 видно, как работает 1-лучевой эхолот с широким лучом – большим, чем 20 град. Понятно, что широкие лучи в силу своего разброса не способны увидеть рельеф и рыбу в яме, точно прорисовать дно; они имеют низкую разрешающую способность из-за большой мёртвой зоны, что делает их непривлекательными для использования.
На Рис.2 мы видим работу 2-лучевого датчика с узким (20 град.) и широким (60 град.) лучом. К слову: большинство моделей эхолотов оборудованы именно такими датчиками сонара. Здесь видна очень хорошая работа узкого и широкого луча.

 

 

 

 

Рис.2

Очевидно, что множество судовладельцев используют свои катера или лодки для рыбалки. Здесь и пригодятся модели эхолотов с 2-мя и более лучами. Хотя на практике эхолота с одним 20-градусным излучателем бывает достаточно в 90% случаев.
На Рис.3 схематично представлена работа 1-лучевого эхолота и то, как он воспринимает полученную информацию от датчика сонара.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3
Все современные эхолоты способны распознать две рыбины на расстоянии 3 см друг от дружки. Стандартно все датчики излучателя крепятся на транце лодки при помощи ударопрочного пластикового крепежа и саморезов (так называемое "стационарное крепление"), но при желании датчик легко снимается, оставляя на транце лодки ответную часть крепления. Не существует единого критерия для установки датчика. Всё зависит от конкретной конфигурации транца на отдельно взятой лодке, от угла килеватости, а также от мощности и типа двигателя, т.к. кавитационные возмущения, создаваемые винтом, могут сильно исказить показания прибора. Поэтому выбор места установки датчика сонара – только методом проб. Единственное условие: датчик на любых скоростях должен быть погружен в воду, а также быть максимально удалённым от винта и создаваемых им возмущений. После закрепления регулировочными винтами выставляется угол наклона плоскости излучателя к поверхности дна. Как правило, плоскость направлена чуть вперёд, чтобы на ней не собирались пузырьки воздуха.
Хотя «мозги» современных эхолотов и способны обрабатывать сигнал на скоростях до 40 км/час, всё-таки оптимальна троллинговая скорость до 6 км/час. Для этих целей идеально подходят электромоторы семейства Minn Kota. Например, самый слабый электромотор Endura 30 (прим. 0,45 л.с.), запитанный от специального 12-вольтового аккумулятора, способен нормально толкать лодку весом до 600 кг 18 часов.
Часто можно слышать: мол, у меня на катере стоит хороший эхолот со скоростным датчиком, но иногда при движении на скоростях от 15 км/час пропадает информация на дисплее. Что это, неисправность прибора? Одна из причин (кроме того, что может быть неправильно установлен датчик) кроется в типе грунта. Если грунт твёрдый – камни, песок, – то отражённый от него сигнал будет сильным. Когда же под лодкой ил, водоросли – отражённый сигнал слаб и прибор не всегда в состоянии правильно распознать его, потому и получаются пробелы или полная белиберда на дисплее.
На небольшие алюминиевые катера/лодки можно найти в продаже специальные крепежи для датчиков, сделанные из нержавеющей стали. На конце штанги, опускаемой в воду, есть универсальное приспособление, которое подходит практически для всех типов датчиков от разных брэндов. Другой конец крепится к транцу при помощи струбцины – называемое быстросъёмное крепление. Но для передвижения на скоростях такой тип крепежа не подходит.

Очень простое крепление и удобное исполнение имеют эхолоты фирмы Bottom Line (c 2005 года эта фирма принадлежит Humminbird) серии Fishin` Buddy. Струбцина с креплением на транец лодки идёт в комплекте. Сам эхолот выполнен в виде тубуса с экраном и ручкой. Т.е. батарейки, дисплей, регулируемая по длине штанга и сам датчик (1- или 2-лучевой) – в едином корпусе, никакие провода к датчикам или элементам питания не торчат, всё находится внутри. 2-й луч, как правило, горизонтальный, им можно работать и с берега, «смотреть» под коряги. Тем более, что только эхолоты данной серии могут работать действительно без движения, так необходимого всем остальным.

В следующей статье мы с вами поговорим о «навороченных» эхолотах с круговым обзором до 180 град.

Владислав ШУТЫЙ.