Статьи
Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Новости
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 124;

Новые двигатели Volvo Penta
Компания Volvo Penta Sweden представила две новых модели популярной движительной системы с тянущими винтами IPS, расширяющих линейку моделей на 2007 г. Два новых двигателя Volvo Penta IPS-350 и IPS-600 имеют цельную отливку блока цилиндров, блок двигателя усилен специальной рамой. Благодаря системе впрыска топлива коммон-рейл двигатели работают тихо и не слышно характерного для работающего дизеля стука. Специалист по товарному планированию Volvo Penta Леннарт Селман: «Изменилось отношение к судовым двигателям. Если раньше решающими факторами для покупателя были верхние скоростные характеристики и ускорение, то сейчас требуется нечто большее. Всё более акцент делается на экологичность, безопасность и комфорт». Четырехцилиндровый IPS-350 имеет турбонагнетатель, интеркулер и компрессор. При объёме 3,7 л он отдаёт с коленвала 260 л.с. при 3500 об/мин и хорошо вписывается на замену двигателя D4-260. Для компенсации внутренних усилий от вращения применены балансирующие валы, что делает работу двигателя заметно тише. IPS-600 с рядным расположением 6-цилиндров разработан на основе D6-435 и также имеет турбонагнетатель, интеркулер и компрессор. На 2 тыс. оборотов он выдаёт вращающий момент в 1017 Нм и 435 л.с. с вала при 3500 об/мин. Оба двигателя удовлетворяют экологическим требованиям 2007 года в США и ЕС.
www.ibinews.com

Фантастический эсминец
Пожалуй, только американцы могут позволить себе разработку и введение в строй боевых кораблей нового поколения – уж сильно дорогое это удовольствие. Еще в 2001 году была объявлена программа под кодовым названием DD по созданию надводного боевого корабля будущего. И вот через пять лет мечты уже приближаются к реальности: первенца из будущего назвали Zumwalt. Предполагается постройка от 8 до 12 эсминцев нового поколения. Ввод в действие первых эскадренных миноносцев планируется на 2013 год. В отличие от эсминцев предыдущего поколения, которые вели борьбу в основном с подводными целями, новые корабли будут заниматься большей частью поддержкой наземных операций. Дизайн корабля определён максимальным снижением эффективной отражающей поверхности для снижения заметности. Именно сильный наклон надводного борта внутрь, так же как и надстроек, позволяет добиться поставленной перед создателями задачи... Все элементы надстройки выполнены из композиционных материалов. Специальные меры разработаны для подавления горячего выхлопа от двигателей. Все эти мероприятия сводят отметку на радарах вероятного противника к минимуму, также минимальна заметность и в инфракрасном диапазоне. Водоизмещение эсминца нового поколения на 15% меньше существующих аналогов и составляет около 12 тыс. тонн, скорость около 30 узлов. Почти в три раза уменьшилась команда – всего 95 человек (спасибо тотальной компьютеризации). Корабль будет оснащен полным электроприводом на два винта, сама силовая установка размещается глубоко внутри эсминца. Применение электрической системы привода позволяет исключить традиционный вал редуктора, что очень хорошо сказывается на снижении акустической заметности. Станет возможным больше мощности перебрасывать на питание систем вооружения и качество жизни команды должно существенно повыситься. А питать электромоторы будет роллс-ройсовский газотурбинный генератор MT30 мощностью 36 МВт – это самая мощная на сегодняшний день морская газовая турбина в мире. Похоже, основной проблемой у Zumwalt будет избегание столкновений с невидящими его обычными кораблями – незаметность требует жертв.
www.naval-technology.com

Умная буксировка
Всепоглощающий электронный бум дошел и до морских вспомогательных систем. Одной из последних «жертв» стала тема буксировки лыжника, слаломщика и т.д. за катером. Всё дело в том, что в разных видах развлечений за катером требуется разное натяжение буксировочного троса. Mercury Marine анонсировала запуск в производство системы умной буксировки Smart Tow. Агрегат состоит из датчика, отрабатывающего обороты двигателя, и системы контроля буксира, которая имеет пять предустановок-профилей для разных видов спорта. Новичок, впервые оказавшийся за рулём, задаёт желаемые обороты движка, профиль и выводит сектор газа, а остальное сделает умная электроника. За одну секунду происходит тысяча опросов двигателя и мгновенная корректировка, такое не могут позволить даже опытные буксировщики. Правда, условием интегрирования умного буксировщика является наличие у катера другой умной системы – Smart Craft.
www.boot.de

Водномоторный фестиваль
В конце августа в Каусе (Великобритания) проходил международный водномоторный фестиваль. В ходе праздника состоялись гонки в четырёх классах катеров: мощнейшие болиды класса P1, среди четырёхтактных двигателей – Honda Formula 4 Stroke, участвовал национальный двухлитровый класс и V24, РИБы F1 и ThunderCat. У мировой столицы парусных гонок давние водномоторные корни: первые соревнования катеров были проведены еще в далёком 1903 году. Если класс P1 не нуждается в представлении, то об остальных рассказать стоит. У «Хонды» корпус – монотип, применяются двигатели 150 и 224 л.с., никаких модификаций. В двухлитровом классе могут выступать как катамараны, так и однокорпусные оффшорные гоночные катера, продвижение класса держится большей частью на энтузиазме участников. Класс V24 вот уже четыре года успешно культивируется в Европе и несёт в себе все плюсы и минусы гонок на стандартных катерах. В классе применяется серийный двигатель Volvo Penta 5.7Gxi мощностью 320 л.с., максимальная длина стеклопластикового корпуса 6,9 м, два винта. РИБы F1 имеют среднюю длину 8 м, единственный подвесной движок до 200 л.с. Особенностью гонок на туннельных РИБах ThunderCat является М-образная дистанция 400х200 м, экипаж состоит из пилота, управляющего болидом, и второго члена экипажа, который занимается открениванием на виражах и всеми проблемами стабилизации. Фестиваль удался, рекордное количество зрителей смотрело за гонками как с воды, так и с берега. Особенно порадовала хозяев фестиваля победа британской супружеской пары Майк Шелтон и Джеки Хант на катере ARPRO в одном из самых престижных зачётов – P1 SuperSport. Дома и вода помогает!
www.cowespowerboatfestival.com

Пронизывающий волны
«Двое из-за морской болезни лежат на грубом зеленоватом композите пола камбуза вперемешку с мешками картошки и спасжилетами, не в состоянии подняться... 40-футовая волна охватывает лодку со всех сторон, обнимает и поглощает ее – становится бесконечно страшно...», – делится впечатлениями 41-летний новозеландец Пет Бетьюн, бывший инженер по разведке нефти, безоговорочно верящий в будущее биотоплива. Таков краткий положительный итог начавшихся испытаний необычного волнопронизывающего катера, больше напоминающего сказочный бэтмэнмобиль, чем творение рук человеческих. Пришвартованный в конце августа в Сан-Франциско Earthrace привлекал толпы зевак. Необычный катер сейчас совершает шестимесячный тур по 30 городам мира, одновременно это и испытания на прочность. Одной из целей проекта является продвижение так называемого биодизельного топлива, состоящего из растительных и животных жиров, что позволяет практически обнулить выброс вредных веществ.
Биотопливо по цене сравнимо с обычным дизельным, однако перед сжиганием в двигателе оно должно пройти специальную заводскую обработку. Одна заправка составляет 3000 галлонов – на двух полных топливных танках можно дойти от Ванкувера (Канада) до Акапулько (Мексика). На Гавайях цена галлона биотоплива оказалась самой низкой – 2,5 доллара.
Сам катер очень высокотехнологичен и построен по тримаранной схеме, его длина 78 футов. Конструкционный материал – лёгкий карбоновый композит кевлар, обычно применяемый в военной авиации. Двигатели – два Cummins Mercruiser Diesel. При заправке топливом вес катера увеличивается вдвое. В тесной кабине размещены два кресла для пилотов. Надо отдать должное конструкторским решениям: тримаран блестяще выдержал испытания большими волнами вблизи Новой Зеландии в проливе Кука и периодически шёл с максимальной скоростью 45 узлов. Уникальная конструкция Earthrace позволяет ему пронзать середину больших волн и выходить наружу на обратном скате. Во время шторма вблизи Манукау лёгкую лодку иногда полностью отрывало от воды.
Стоимость проекта составляет 3 млн. долларов, из них 750 тыс. – доля Бетьюна, заложившего свой дом в Новой Зеландии. Среди именитых спонсоров числятся: Panasonic, Cummins Mercruiser и BioDiesel Oils NZ. В марте 2007 года команда из четырёх человек, все новозеландцы, планирует в гоночном режиме обогнуть Землю, стартовав с Барбадоса. В предполагаемом марафоне Earthrace будет первым официальным участником, работающем на биодизеле. Наверное, не менее значимой целью гонки станет преодоление 75-дневного кругосветного рекорда. Итак, выход на официальный рекорд, пока утверждённый Международной федерацией водномоторного спорта UIM в экваториальной кругосветке (через Суэцкий и Панамский каналы) за британским катером Cable & Wireless Adventurer в 1998-м, совсем не за горами.
www.earthrace.net.

Первоклассники
В июле, августе и сентябре прошли три этапа гонок суперкатеров по формуле Сlass 1. Чемпионат 42-футовых монстров с двигателями под 900 л.с. продолжается. Хозяевам воды из команды Jotun Йорна Тандберга и Кристиана Заборовски удалось безукоризненно пройти сложную дистанцию и выиграть норвежский этап Гран при в Арендале. Лидеры чемпионата Бьерн Гжелстен и Стив Кертис на Spirit of Norway довольствовались вторым местом. Третьими в финишном створе оказались Мухаммад Аль Мэрри и Джин Марк Санчес на Victory 77. Jotun, вдохновляемый двигателями Mercury, к концу первого круга ушёл вперёд на шесть секунд и в течение всей гонки с чистой водой впереди только наращивал преимущество. Команде Jotun впервые удалось выиграть этап. 12 кругов были завершены за рекордные 52 минуты и 50,62 секунды со средней скоростью 122 мили в час.
В английском Плимуте расстановка сил поменялась. Victory 77 выигрывает этап и зачёт Поулпозишн. Это позволило им перейти с четвёртой позиции в общем зачёте на вторую. Не обошлось и без инцидентов. Qatar 96, второй до этого этапа в общем зачёте, сошёл на втором круге, когда порвался приводной ремень турбонагнетателя. У великих норвежцев Spirit of Norway был повреждён винт и им пришлось из-за вынужденного пит-стопа довольствоваться седьмым местом. В Словении, в Порторозе (начало сентября) Spirit of Norway уверенно выигрывает, одновременно завоевав титул чемпионов Европы. Англо-норвежская пара уверенно шла всю почти 100-мильную гонку со средней скоростью 114 миль в час (а это без малого 183 км/ч, на коротких отрезках скорость достигала 270 км/ч!).
После шести этапов из восьми (два последних будут проведены в Катаре) первая пятёрка выглядит так:
Место Команда Пилот Троттлмэн Очки
1 Spirit of Norway Гжелстен (Норвегия) Кертис (Великобритания) 95
2 Victory 77 Аль Мэрри(ОАЭ) Санчес (Франция) 81
3 Jotun Тандберг(Норвегия) Заборовски (Норвегия) 65
4 Qatar 95 Аль Сулаити (Катар) Ди Бьязе (Италия) 62
5 Foresti & Suardi-Roscioli Hotels Монтавочи
Montavoci (Италия) Кирилли (Испания) 55
5 Qatar 96 Аль Тани (Катар) Николини (Италия) 55
www.class-1.com

Два Гран-при P1
Для участников гонок в классе P1 приятной новостью стало анонсирование компанией Sunseeker Sales Group участия в чемпионате, начиная с Гран при в Каусе. До того, как болиды добрались до Туманного Альбиона, им предстояло провести серию гонок Средиземноморского Гран при в Галлиполи (Италия). В классе Evolution O.S.G Donzi одержал победу в двух гонках, что позволило стать победителем этого этапа. Победа итальянцев Джанкарло Кангиано и Антонио Кола дала им возможность сократить разрыв с лидером чемпионата Kerakoll, который вынужден был сойти с дистанции на втором круге из-за проблем с двигателем. В классе SuperSport команда Chaudron с Мальты также доминировала. Возглавив гонку, она смогла финишировать с отрывом в три минуты от ближайших преследователей. Более драматичными и зрелищными стали гонки в Великобритании. В зачёте Evolution команда Fainplast на двигателях Seatek уверенно выиграла Гран при, благодаря хорошо продуманной тактически второй гонке с четвёртым приходом и победе в первой гонке.
В зачёте SuperSport семейная пара Майк Шелтон и Джеки Хант на ARPRO смогла выиграть домашний этап в сложных условиях при сильном ветре и волне. Это позволило им укрепить общее второе место. Остался всего один этап в Португалии и китайскому дракону Ocean Dragon вряд ли что может помешать. Команда Jolly Special, спонсируемая Sunseeker, сразу показала свои серьёзные намерения на следующий год: она смогла занять второе место на этапе, всего второй раз выйдя на воду. Энди Уилби и Гэвин Браун показали, что у них блестящая перспектива. Перед последним этапом в Лиссабоне, запланированном на конец сентября – начало октября, у итальянских команд KeraKoll и O.S.G Donzi одинаковое количество очков, с большим отрывом от других итальянцев на Trident Kiton. Итальянцы разыграют главный приз чемпионата в классе Evolution, что и будет главной интригой чемпионата P1.
www.powerboatp1.com

Большой брат на мели
Во время парусной недели в Ирландии Cork Week 2006 100-футовый гигант Maximus ночью сел на мель, возвращаясь после первого гоночного дня в марину. Команда супермакси, похоже, и в первый день не остыла от спешки, поскольку заявка на участие новозеландской хайтек-яхты была подана в самый последний момент. Двадцатифутовая осадка даёт о себе знать и хотя сложная гидросистема втягивания гигантского плавника позволяет укоротить его на шесть футов, всё равно не в каждой марине средней руки будут рады такому гостю. В целом яхта под запоминающимся номером NZL 99999 не блеснула в регате: седьмой общий результат в самом большом классе IRC Super 0. А победителем стала Panthera из Великобритании, проект TP52, выиграв четыре гонки из семи. Что и говорить, спешка до добра не доводит.
www.corkweek.ie

Commodores’ Cup 2006
В начале июля завершился традиционный Commodores’ Cup под предводительством компании Rolex. Надо сказать, что Кубок как-то заполнил пустоту, образовавшуюся после безвременной «кончины» Адмиральского Кубка. Большей частью нацеленный на яхтсменов-любителей, он представляет облегчённую версию знаменитого Кубка, что-то вроде Admiral Cup light. Это международное командное соревнование, в котором принимают крейсерские яхты трёх размерений – «мал мала меньше». Существует формальное разделение в соответствии с гоночным баллом. Регата состоит как из прибрежных гонок, так и гонок открытого моря. В этом году участие в гонках приняло 13 команд. Из них четыре из Великобритании (команды из одной страны разделяли цветом), три французских и три ирландских. Интересно, что первая официальная заявка на участие в Кубке была совершенно неожиданной: от российской команды. Russia выступала на яхтах Murka 2 (Swan 45) Михаила Муратова, Juga (Sinergia 40) Сергея Брюзги, Zarafa (HOD35) Владимира Логинова. Были также представители из Нидерландов и Бельгии. Перед началом гонок специалисты отдавали предпочтение ирландским командам, как наиболее сильным. Однако удача была на стороне французов: сначала они держались в тени, но смогли в последней гонке «выстрелить» на первое место, воспользовавшись двойными очками, начисляемыми за оффшорную гонку. Ireland Green лидировала в течение всей недели, а три яхты France Bleu были дисквалифицированы в одной из прибрежных гонок из-за неправильного прохождения дистанции. Но французам повезло: им после подачи апелляции восстановили результат. Российская команда заняла 10 место, что очень неплохо для первого Кубка – есть к чему стремиться. Позади остались две британские тройки и голландцы.
www.rorc.org/comcup

Крещёный монстр
В середине июля произошло заметное событие в мире больших яхт: была спущена на воду и окрещена Groupama III, еще одна представительница флота многокорпусников G-класса. Ровно в 12:15 бутылка шампанского разбилась о форштевень центрального корпуса тримарана, предназначенного для 32-летнего Фрэнка Кэммэса. Наследница разбившейся 60-футовой Groupama II имеет длину 105 футов, 73 фута в ширину, несёт 131-футовую мачту, а это без малого 40 метров!!! Площадь парусности на остром курсе 600 кв.м., на попутном – 800. Осадка творения верфи Multiplast составляет 6,4 фута, а водоизмещение 18 тонн. После Geronimo Оливье Керсазона это второй гигантский тримаран. До настоящего времени строили больше катамараны подобных размерений. Особенностью конструкции является увеличенный запас плавучести в носовой части, как и у относительного небольшого 75-футового тримарана Эллен Макартур B&Q Castorama. Обычно в таких больших проектах, не ограниченных какими-либо правилами, основные требования – это площадь парусов, с которыми может справиться команда, и бюджет. Результатом работы конструкторов становится наиболее быстрая яхта, укладывающаяся в оговоренную сумму. Поскольку участники проекта держали в голове идею о рекордных кругосветках, то максимальные скоростные характеристики вытягивались именно для этого маршрута. Но хотя для такого многокорпусника важно иметь хорошую мореходность и остаться целым в очень неспокойном Южном океане, особенно существенны показатели в умеренные 10-20-узловые ветра Атлантики, которую приходится пересекать дважды – отправляясь в кругосветку и возвращаясь. Далее, если в Южном океане у вас есть запас по скорости, чтобы идти вместе с погодной системой, то средняя скорость на атлантическом этапе будет максимально возможной.
Все современные многокорпусники могут идти быстрее любых погодных систем (депрессий) Южного океана – кроме самых быстрых, которые крайне редки. Тримаранная схема была выбрана, поскольку оказалась наиболее «быстрой» в процессе компьютерного моделирования кругосветки. Расчёты показали, что 105-футовый тримаран при эффективности 80% и оптимальных погодных условиях пройдёт вокруг света за 49 дней против 54 дней у 120-футового катамарана. Другое дело, что тримараны дороже в строительстве, но по деньгам бюджет 105-футового тримарана сравним со 120-футовым катамараном. Особенно тримараны эффективны в слабые и средние ветра (меньше площадь смачиваемой поверхности) и на острых курсах, если, конечно, катамаран не поднимает наветренный корпус из воды. При попутных ветрах Groupama III должна будет не уступать катамарану за счёт изогнутых плавников в корпусах, создающих дополнительную подъёмную силу. Мачта сделана ненаклоняющейся (у Geronimo мачта может быть на небольшой угол наклонена наветер), но вращается и имеет чётко выраженный крыльевой профиль. Конструкторы также постарались избежать применения жёсткого высокомодульного карбона: более гибкая начинка делает корпус надёжнее и долговечнее.
У тримарана X-образная конфигурация балок, соединяющих корпуса. Кокпит «зажат» между задней балкой и изогнутым погоном гика-шкота. В отличие от Geronimo лодка получилась более лёгкой, несёт больше парусов и шире. Если у Geronimo руль только на центральном корпусе (меньше сопротивление и вероятность столкновений с подводными объектами), то у Groupama их три – на каждом корпусе. Предусмотрен также и водяной балласт в кормовые танки для снижения вероятности опрокидывания через нос на попутных курсах. Стоимость проекта оценивается в 6,9 миллиона евро. Что и говорить, новые рекорды стоят дорого.
www.cammas-groupama.com

Из гонки в гонку
Arhipelago Raid в этом году стартовал вблизи Стокгольма. Очень слабый ветер сопровождал флот из 31 катамарана F18 по запутанным просторам «ста тысяч островов», точнее – островков и бесчисленных скал у побережья Швеции и Финляндии в районе горловины Ботнического залива. Гонка состояла из 9 этапов и прошла в пять дней. Изюминкой рейда стала разрешаемая правилами возможность обоим членам экипажа грести вёслами, когда ветра нет. Убирают стаксель, геннакер, оба гребца располагаются на носах и размеренно гребут. Никто не знает точно, когда появится ветер, и силы необходимо беречь. Через полчаса после старта флот растянулся на добрых полмили. Участники из других стран не привыкли к гребле на скоростных парусных катамаранах и безнадёжно отставали. Пока прошли 400 миль, были и 20-узловые ветровые скоростные участки, некоторые катамараны переворачивались на полном ходу с геннакером. Хорошо, что экипаж F18 может его поднять после такого сальто. Хотя фавориты гонки, шведы Андерс Левандер и Ганс Торсланд выиграли последний этап, победить в общем зачёте им не удалось. Особенностью Tidermans была проворность, с которой команда реагировала на исчезновение ветра. Паруса мгновенно рубились, рулевой со шкотовым бросались с вёслами на носа и безостановочно гребли в шведском стиле, который характеризуется громогласным распеванием шведских разгульных (в нашем понимании – застольных) песен. Но не помогло. Первым был интернациональный экипаж Sogeti. Швед Магнус Уоксен и ирландец Дэмиан Фоксол были абсолютно счастливы: «Мы мечтали об этом в течение всего года во время кругосветки Volvo Ocean Race на борту Sony Ericsson. Победа стала для нас настоящим подарком, венчающим кругосветную гонку, которая, к сожалению, прошла не совсем удачно для нашей команды. Но теперь мы точно счастливы!».
www.archipelagoraid.com

Кубок коков
В Венеции прошёл самый необычный международный конкурс поварского искусства – ежегодный Кубок коков S.Pellegrino 2006. Кубок представляет собой уникальную регату, в которой принимают участие яхтсмены и шеф-повара. Пока яхтсмены гоняются, на камбузе дым стоит коромыслом: у коков свои гонки, причём в наитруднейших условиях. Дело осложняется тем, что яхтсмены итальянского яхт-клуба Campagnia della Vela гонялись не на шутку: волна была крутая, температуры в камбузе запредельные, поварских инструментов по минимуму, места развернуться практически нет. Яхты крутили поворот за поворотом, а внизу в камбузной запарке готовились блюда для гурманов. Победителем стал британец Том Айкенс, которому удалось в этой свистопляске приготовить наивкуснейшие «Рога барашка по-венециански с овощами».
www.sanpellegrino.com

Отмечали всей деревней
25 августа самый большой в мире локальный класс яхт отметил своё 75-летие. Монотип Sea View One Design – это небольшие яхточки, которые строят в деревне Си Вью (от англ. sea view – вид на море), расположенной на острове Уайт в Великобритании. 175 яхт, там же и построенных, вышли на старт, радуя своими цветными парусами утренних зрителей. Капитан класса Sea View One Design Вильям Эдвардс рассказывает об уникальных характеристиках класса, яхты для которого строит одна семья и который гоняется только вблизи одной деревни: «Это традиционные деревянные лодки, изготовленные из ели, дуба и вяза. Обшивка ведётся кромка на кромку. Мачты из ели возвышаются на 18 футов, тогда как длина самой лодки 12 футов. Ходить на этих яхтах очень трудно, поскольку они заострены к носу и на любой волне нос подветренным бортом забирает внутрь воду. Это очень необычные и уникальные яхты. Особенно в плане парусов. По правилам класса паруса должны быть многоцветными. Таким образом каждый участник регаты может выделиться на фоне других боевым раскрасом. Гоночному комитету пришлось непросто, чтобы дать старт, и армада однотипных яхт с 15-минутным опозданием пересекла стартовый створ навстречу очень неустойчивому ветру. Юбилейную гонку в этой цветной круговерти выиграл один из местных признанных мастеров Раймонд Сайммондс: «Важно было взять отличный старт и всё время держаться на чистом ветру. Ещё я посматривал на компас, контролировал погоду и старался оценить ближайшие изменения в ветре. Иногда эта несложная техника срабатывает – вот как сегодня»!
www.sailpower.com

Новые рекорды Orange II
Макси-катамаран Бруно Пейрона, пока удерживающий лучшее время кругосветного безостановочного плавания, переписывает свои собственные рекорды. Установлен не только новый рекорд суточного перехода, но и новый трансатлантический. При средней скорости в 31,9 узла за сутки было пройдено 766 миль: «Если всё время смотреть на лаг, то его показания всегда лежат от 33 до 36, иногда 37 – и это в течение 40 или 50 часов. Очень впечатляет»! Бруно Пейрон уже подумывает о заветной 800-мильной отметке, только бы с погодой повезло. Трансатлантическое время тоже получилось весьма достойным – на 10% улучшено достижение 125-футового катамарана Cheyenne Стива Фоссета – 4 суток 8 часов и 23 минута, средняя скорость 28,25 узла.
А что, может магическая цифра скорости под парусом – 50 узлов – падёт именно под натиском настоящих многокорпусных гигантов G-класса, а не виндсерфинга или хитроумных конструкций, дополненных парусом?
www.sailing.org

 



Статьи