Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Морской джип
Тема: Nord Star; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 78;

Именно такое сравнение пришло в голову после детального знакомства с Nord Star 31 Patrol. Речь не об импозантных «паркетниках», которые покупают, чтобы блеснуть на публике. Я о тех неброских с виду трудягах, которых так ценят рыбаки, охотники и путешественники.

Середина лета, небольшая гавань в Ильичёвске. Погода самая что ни на есть «тестовая»: дождь и сильный порывистый ветер, на просторе – метровая волна.
Итак, Nord Star 31 Patrol. Развитая рубка придаёт ему очень «взрослый» вид, а обратный наклон ветрового стекла и солидный фальшборт наверняка выгодно выделят катер на фоне однообразно-зализанных «одноклассников» в любой марине Украины. Это на заметку эстетам.
Шагаю на большой кринолин (кормовую площадку). Сразу оценил «мокрый» рундук в его середине: весьма объёмный и с удобной лавочкой сверху. Купаться (нержавеющие трапики выдвигаются по бокам) и ловить рыбу (на удочку) здесь будет явно в удовольствие.
В кокпит ведут два прохода с солидными «калитками» на защёлках. В его центре – съёмный тиковый стол с откидными «ушами», вдоль борта – откидная тиковая лавочка. Ещё бы пару раскладных табуреток – и четверо-пятеро здесь с удобством пообедают.
Над нами – бимини, который можно как убрать совсем, так и дополнить отстёгнутыми боковинами до состояния «полностью закрытая кабина», расширив в непогоду жизненное пространство.
Обхожу рубку по периметру: здесь именно полноценный «walk around» с широкими проходами и высоким (порядка 30 см!) сплошным пластиковым фальшбортом, дополненным (общая высота – по пояс) сверху солидным нержавеющим релингом. Можно смело запускать детей вокруг рубки в пятнашки играть – за борт не выпадут. А ночью бортовые проходы подсвечены плафончиками – удобно.
На носу всё лаконично: электролебёдка, цепной ящик, стопор-карабин на тросике, пара фигурных кнехтов. С широкого короткого бушприта (вход на него – через проём релинга) наверняка удобно швартоваться и выходить на пирс – ещё одно несомненное достоинство.
Очень прагматично выполнен полубак (палуба над носовой каютой) – чётким уступом. На нём удобно сидеть сверху, на удобной высоте прикручены поручни (они здесь кругом – безопасность!) и в каюте максимально возможный объём.
О неприятном: настил палубы (ламинат «под дерево») в дождь очень скользкий. Матросы, спрыгивающие с высокого пирса на кринолин, просто-таки рисковали травмироваться. Впрочем, ламинат был заказан конкретным клиентом, а «в стандарте» на палубу укладывается старый добрый (но более дорогой) тик. Поверьте, не стоит на этом пункте экономить.
Но вот вторая замеченная проблема «штатных» альтернатив, к сожалению, не имеет: нержавеющие фиксаторы для внутрипалубных участков тента (на комингсе у кормового уреза рубки и на фальшборте) выполнены не «заподлицо» и пробегая мимо, рискуешь удариться или ободрать кожу.
По металлическому трапу (он непривычной конфигурации, но к его излому быстро адаптируешься) поднимаюсь на флайбридж. Хотя, наверное, правильнее его назвать капитанский мостик: никаких загорательно-отдыхательных излишеств, только рулевой пост да козырёк-ветроотбойник перед ним. Зато капитан наверняка оценит: спинка диванчика и упоры для ног позволяют удобно «распереться», а шикарный обзор транца (даже со стоящим бимини) позволяет уверенно швартоваться кормой. Мёртвая зона перед форштевнем – обычная, развитая рубка её совсем не увеличивает. Возвышающаяся над капитанским мостиком нержавеющая мачта (дань траулерной классике), на которой укреплены все ходовые огни (отсюда их дальше видно) может при необходимости заваливаться в корму – у палубы она оборудована шарниром.
А теперь «пойдёмте в номера», как говаривал Киса Воробьянинов.
Салон занимает практически всё пространство рубки. Просторным его не назовёшь (бортовые палубные проходы ширину «съели»), но, как по мне, для 4-х человек в многодневном походе (или 5-6 в уик-энд) объёмы в самый раз.
«Центр тяжести» салона – конечно же, обеденный уголок. В дополнение к Г-образному дивану (на нём поместятся трое) к столу разворачиваются кресла рулевого и штурмана (итого пятеро). А если откинуть вниз уголок стола, то мимо кают-компании можно свободно ходить (назовём это барным вариантом, на 3-4 человека). На ходу столик можно вообще поднять по пиллерсу под подволок, чтобы не мешал. Всё вполне функционально.
Пульт управления очень компактный – необходимый минимум приборов и органов управления, всё нужное – под руками. Штурвал регулируется под рулевого, управление мотором электронное (перекладка «пальчиками»), рядом – джойстик носового подруливающего устройства. Возможно, кого-то смутит низковато посаженный экран картплоттера/фишфайндера, но, как по мне, это непринципиально. Под подволоком установлены компас, управление прожектором и рация.
Перед сидением штурмана – откидной столик, под которым ниша для бумаг и пособий. А по центру под подволоком – очень удобной конфигурации полка для карт и альбомов. Рядом – магнитола.
Штурман на ходу опирается ногами на подножку – удобно. Правда, пробегая мимо этой подножки, можно чувствительно задеть её косточкой. «Нет в мире совершенства».
Но самое примечательное в салоне – боковые сдвижные двери выхода на палубу. Т.е. швартоваться можно без суеты даже в одиночку: подвёл лодку лагом (бортом) к пирсу, шагнул через дверь на палубу и тут же заложил швартовы. В густом тумане можно рулить, практически стоя на палубе (капитаны знают, как в таких случаях может мешать даже очень чистое стекло). Поток воздуха в салоне можно регулировать в широчайших пределах, открывая и закрывая боковые и кормовую двери – даже в знойный день духоты не будет (тут свою роль играет и высокий – 1,95 м – подволок). Наконец, если в салоне большое застолье, то для прохода в носовую каюту не нужно беспокоить сидящих – всегда можно обойти по палубе.
Но пройдём в корму салона – на камбуз (у двери в кокпит). Здесь всё по тому же принципу разумной достаточности, что и на посту рулевого: шкафчики, ящички, мойка, плита. О последней (Wallas) – особо: она работает на дизельном топливе, от общего бака. Электроподжиг, автоматическое перекрывание топлива (если огонь погас) – пользоваться так же просто, как и электроплитой.
Холодильник вынесен под сидение рулевого. Бойлер горячей воды запитан от системы охлаждения мотора и, параллельно, от берегового электричества (очень распространённая схема). Все коврики (ковролин) в салоне снимаются (удобно чистить-сушить). Вдоль обоих бортов под подволоком салона – краснодеревные поручни. Кстати, о деревянных изделиях в лодке: выполнены добротно и аккуратно, но без «зализывания» и многослойного высокоглянцевого лакования, как, к примеру, на «Аквадорах».
Напротив камбуза – вход в санузел (унитаз-мойка-душ, всё в полный рост) и кормовую каюту (вниз по ступеням). Полноразмерный двуспальный диванчик, светильник-бра, открывающийся иллюминатор – вот и всё. Вход задёргивается шторкой (американский вариант приватности). Над диваном нависает подволок, только у входа можно стоять (слегка подогнув голову). Проделал чистый эксперимент – переоделся при задёрнутой шторке. Места хватило, но, справедливости ради – тучному человеку это вряд ли удастся.
Зато носовая каюта удовлетворит пару любой комплекции и запросов: большое двуспальное ложе (со ступенями-заходами у бортов), приличных размеров шкаф, ниша для постелей, небольшое сидение, зеркало, полочка для штурманского инструмента, матерчатый карман-обвес. «Место для удара головой» (комингс напротив трапа) смягчено подушечкой. Для естественного освещения и вентиляции – большой палубный люк, два бортовых иллюминатора и вытяжка-дефлектор. Ну и, конечно, бра и плафоны – само собой. На ступенях и порогах – нескользящие наклейки.
Возвращаемся в кокпит – к большим (почти во всю его площадь) люкам в моторный отсек. Для Volvo Penta (мощностью в 350 л.с.) здесь более чем раздолье – отсек рассчитан под установку как одного, так и пары двигателей. Вокруг двигателя выгорожены большие ящики для всяческого «механического» скарба (масла, запчастей, инструмента и пр.). Понравились высокие водостоки по периметру крышек люка – вряд ли запрыгнувшая в кокпит волна попадёт в машинное.
Но – пора в море! Пока прогревается двигатель, выясняю загрузку: 3/4 бака топлива, порядка 90 л воды, других припасов практически нет.
Вышли из гавани под усиливающийся ветер и дождь. Плюс забрызгивание разбивающимися волнами – по лобовому стеклу иногда стекал сплошной поток воды. Но мощные дворники (на каждой из трёх секций ветрового стекла) всё это лихо сметают – с видимостью проблем никаких. Начавшееся запотевание (6 человек при закрытых дверях «надышали») быстро ликвидировали штатным обдувом стекла.
Полный газ – понеслись крушить волну. Несмотря на дикую скачку, лодка выжала 33 узла (расход топлива на максимальном ходу порядка 55 л в час). Сбрасываем ход до крейсерской скорости (28 узлов при расходе порядка 35 л/ч) – при такой волне это на порядок комфортнее. Капитан утверждает, что даже при более высокой волне лодка спокойно держит комфортный ход 25 узлов. Для такого размера катера – очень хорошо (одноклассники-круизёры в этих же условиях пойдут не выше 18 узлов).
Удары о крутые волны (куда же от них денешься!) – обычные (снова-таки, в сравнении с одноразмерными катерами), хотя ощущается, что лодка идёт с хорошим запасом. Но восхитило, как спокойно Nord Star 31 падает на волну скулой (этого почти все катера боятся) – удар не сильнее обычного. На стоянке заглянул под днище: всё дело в скуловых реданах большого объёма, идущих до самого носа (ещё они упрощают лодке выход на глиссирование). Откровенно говоря, в этом размере более комфортного на ходу катера я пока не видел.
Пошли крутить повороты: циркуляция и крен обычные, если не поджать колонку, винт взвывает от аэрации (тоже типично). Неприятный момент: при левой циркуляции накренившаяся рубка перекрывает рулевому горизонт слева. Скажем прямо – эта лодка не для резких манёвров на полном ходу. Впрочем, по сути своего использования это и не нужно.
Поднимаюсь на флайбридж – здесь, оказывается, волну принимать намного комфортнее (видимо, эта точка близка к центру тяжести). Удобное сидение, отличная фиксация, брызги не залетают, полная видимость горизонта при любых манёврах – думаю, что отсюда рулевого способны «выгнать» только температура и дождь.

Подытожим
Удивительно практичный катер. Очень мореходный: хорош как на водохранилище, так и в море; как жарким летом, так и холодной осенью. Идеальная загрузка – две пары или многодетная семья. Для тех, кто приходит на борт, чтобы сразу отдать швартовы и уйти на рыбалку или просто «на волю, в пампасы» (хоть на выходные, хоть надолго) – просто находка.
Именно человек опытный, «набивший шишки» на недостатках «тусовочных» лодок, наверняка оценит Nord Star 31. А однажды приобретя, потом вряд ли продаст (на вторичном рынке их практически нет!). И лично я рад, что минимум один хороший траулер в Украине уже появился – отечественный потребитель приходит к пониманию истинных ценностей.


Катера в стиле «траулер»
Пропорции этих лодок, максимально эффективно сочетающих мореходность, безопасность и практичность, пришли к нам из суровых северных морей. Там они десятилетиями «шлифовались» рыбаками-профессионалами, для которых в условиях частых штормов и холода просчёты в конструкции могли обернуться не только убытками, но и риском для жизни.
Каковы отличительные особенности траулера?

  1. Высокий борт. Что напрямую характеризует их мореходность.
  2. Широкие бортовые проходы («walk around») – обеспечивают свободный доступ к борту по всему периметру.
  3. Высокая рубка, до иллюминаторов которой не допрыгивает никакая волна. Развитое остекление рубки (у рулевого отличный круговой обзор), чаще всего с обратным наклоном ветрового стекла (его гораздо меньше заливает дождём и брызгами, плюс нет обычного зеркального эффекта ночью и при ярком солнце).
  4. Большие закрытые жилые объёмы. В каютах без шика и излишеств, но сухо и тепло, – именно то, что нужно настоящему мореходу в «автономке».
  5. Универсальность. В траулере комфортно как в северных широтах (мощное автономное отопление – обязательно), так и в тропических водах (высокий подволок плюс развитая вентиляция).

Для капитана он и тёплый дом, и надёжный друг, который «вывезет» в самых тяжёлых условиях на любых открытых непогоде акваториях. Стоит траулер как минимум не дешевле других «однокласников», но покупатель точно знает, за что платит – это судно для него, как правило, не первое, зато очень часто – на всю оставшуюся жизнь.
А вот любителям вальяжного времяпрепровождения в марине его достоинства вряд ли подойдут – шика и лоска маловато. Вот почему траулеров столь мало в Средиземноморье, где катер или яхта – в первую очередь атрибут имиджа. И так много их в маринах побережья Англии, традиционно сильной своими мореходными традициями. Неоспоримый факт: уровень яхтенной культуры в стране принято оценивать именно по количеству парусных яхт и траулеров.