Статьи
Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Новости
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 116;

Американские гонки
Хартфорд, штат Коннектикут, 24 сентября 2006 года. Терри Ринкер, удерживая двух преследователей, выигрывает 50 витков ежегодного Гран при Хартфорда, проводимого на реке Коннектикут. Это уже шестая подряд победа Ринкера в серии Гран при американских гонок по версии ChampBoat. Теперь он ещё на одну ступеньку ближе ко второму подряд чемпионскому титулу. Пилот из Флориды стартовал с поулпозишн и смог удержать лидерство. После финиша Терри отдал должное механикам и всей команде, которая смогла отлично подготовить его болид к победе. Конечно же, практически все уважающие себя гонщики-водномоторники сравнивают свои классы с автомобильной Формулой 1. У Champboat скорости достигают 135 миль в час, двигатели в 325 л.с., дистанция состоит из наматывания 1,5-мильных кругов вокруг поворотных знаков. Катамаран был разработан в Италии более 20 лет назад и с тех пор с успехом развивается, колеся с чемпионатами по всей Америке. Высокая скорость достигается за счёт туннельного эффекта между спонсонами или корпусами. Нагнетаемый в искусственном тоннеле воздух позволяет «вытащить» катамаран из воды. Высота корпуса «над уровнем воды» осуществляется пилотом кнопками «триммера», когда колонка с подвесником изменяет свой угол и высоту относительно воды. В гонках принимает участие обычно около двадцати спортсменов. Если в конце года Ринкеру удастся ещё раз выиграть последнее Гран при в Джорджии, то он навсегда впишет своё имя в анналы водномоторного спорта.
www.champboat.com

Неограниченные гидропланы
В середине сентября завершились гонки американских команд в классе Unlimited hydroplane. Сразу три экипажа праздновали победу после завершения регаты Thunderboat в заливе Мишен, Сан-Диего – последнего этапа чемпионата Американской водномоторной ассоциации (ABRA). Жан Теорит выиграл свою третью гонку этого года на U-37 Miss Beacon Plumbing, увезя домой недосягаемый для многих Кубок Билла Мунси. Теорит выложился на первом круге, продемонстрировав добрых 154,257 мили в час, и потом технично удерживал лидерство со средней скоростью 148 миль в час. Новичок в гонках Майк Аллен, ставленник только пришедшего в Unlimited hydroplane Теда Портера, стал первым за последние 30 лет гонщиком, завоевавшим самые высокие командные очки. А чемпионат по итогам сезона выиграл Стив Дэвид на U-6 Oh Boy! Oberto – MISS MADISON. Аккумулированные очки за три гоночных дня уикэнда дали ему возможность надёжно завершить гоночную серию второй год подряд. Победитель прошлогодней регаты U-1 Miss Elam Plus не смог завершить последнюю гонку из-за проблем с двигателем.
Немного о победителе чемпионата. Команда Oh Boy! Oberto - MISS MADISON была создана в 1961 году в портовом городе Мэдисон. Одной из наивысших достижений команды считается известный американский трофей Золотой Кубок 1971 года. Длина гидроплана, построенного в 1988 году, 10,5 м, ширина 4,9 м, сухой вес 2,8 тонны. Гидропланер оснащен доработанным двигателем Lycoming T-55/L-7C Turbine, мощность 2650 л.с. Двигатель выдаёт «всех лошадей» на вал с трёхлопастным винтом, совершающим более 15 тыс. об/мин. Кабина пилота накрыта фонарём от истребителя F-16. Пилот «намертво» пристёгивается к креслу, в его распоряжении имеется кислородная маска на случай заполнения кокпита водой... всё очень серьёзно. С максимальными скоростями более 200 миль в час шутки плохи.
www.abrahydroplanes.com

А в это время в Старом свете…
З0 сентября – 1 октября завершился чемпионат 2006 года в классе UIM P1. Борьба в Португалии протекала напряжённо, победитель гонки становился чемпионом года. Ставки, что называется, высоки. В классе Evolution за первое место бились итальянские команды Kerakoll и OSG Donzi, идущие нос в нос. В классе SuperSport на победу претендовали две команды, базирующиеся в Великобритании: Ocean Dragon и ARPRO Racing. Гонки в Каскаисе прошли драматично. Началось с того, что Kerakoll, признанный фаворит, не выходит на последний старт. Сказались проблемы с двигателем, которые возникли в предыдущий день в гонке на «выносливость» Endurance Race. В течение всей ночи велись ремонтные работы по замене двигателей Isotta Fraschini. А это означало только одно – судьба первого места будет разрешена в споре OSG Donzi и экс-бронзового претендента, итальянской команды Kiton. Однако тайным надеждам сбыться не удалось: механикам Kerakoll удалось закончить замену двигателя, катер быстро сбросили на воду и за минуту до старта под одобрительный рёв зрителей Марио Инверниззи и Джиованни Карпителла подлетели к линии старта. Но всё же удача улыбнулась OSG Donzi, которая финишировала второй за выигравшим гонку Fainplast. Владелец команды (он же пилот) Джанкарло Кангиано и механик Стефано Кола выиграли свой первый чемпионат. Агрессивный и тактически выверенный гоночный стиль позволил им, вместе с отлично себя показавшими двигателями Sterling Performance, добиться мировой чемпионской короны. По сумме двух гонок первое место в Гран при Португалии занял Kiton, став в итоге вторым на чемпионате. В классе серийных корпусов и двигателей первое место 2006 года улыбнулось британской супружеской паре Майку Шелтону и Джеки Хант. Что и говорить удачный дебют в гонках P1. Второе место ушло к итальянцам на Jolly Special, англо-китайский Ocean Dragon, бывший весь сезон главным претендентом на победу, не смог удержаться на вершине и стал только третьим. А победа казалось такой близкой...
www.powerboatp1.com

Sunseeker в поисках солнца
Самая крупная частная яхтенная верфь Sunseeker рапортует о росте продаж на 18% за период 2005-06 г. Количество проданного яхтенного «продукта» составило 202 миллиона фунтов стерлингов. Текущий уровень продаж держится на отметке 250 моторных яхт в год (в среднем 800 килофунтов стерлингов на яхту), на текущий год прогнозируется 300 яхт. Это позволяет Sunseeker ещё раз утвердить себя как крупнейшего производителя моторных яхт длиной более 80 футов. В настоящее время на верфи строится первая из 37-метровой серии трёхпалубная яхта. Самая большая в настоящее время в линейке Sunseeker яхта будет спущена в 2007 году. В компании утверждают, что опыт в конструировании и строительстве комфортабельных яхт длиной более 100 футов в значительной мере помог уверенно спроектировать и новый трёхпалубник. Важной особенностью компании считается скорость и эффективность реакции к ужесточающимся требованиям рынка роскошных яхт. Не каждый может похвастаться таким успешным семейным делом.
www.whatboat.com

Новый Монте Карло
Компания Bénéteau выпустила в свет новый катер Monte Carlo 37. Новинка с дизайном от Пьеранджело Адреани выглядит впечатляюще. Корпус с реданом по замыслу Bénéteau выглядит не только хорошо внешне, но и позволит обеспечить соответствующие экстерьеру скоростные характеристики. Пары двигателей в 225 или 260 л.с. (по выбору заказчика) должно хватить, чтобы эффективно выводить на глиссирование 11-метровый корпус весом 6,4 тонны. Концепция применённого редана заключается в создании воздушной подушки, которая образуется под корпусом, тем самым снижая поверхностное трение. Чем больше корпуса в воде, тем больше трение, тем менее он эффективен. Искусственная ступенька генерирует подушку из пузырьков, на которой катер и «парит», существенно снижается трение, а значит увеличивается и скорость при заданной мощности двигателя. Производители по-разному называют свои нововведения со ступенчатым корпусом, дифференцируясь друг от друга (Regal именует их FasTrac, Bénéteau остановился на «воздушной ступеньке» Air Step), но гидродинамика работает одинаково, независимо от названия.
www.ibinews.com

Четырёхтактники
Команды Claygate Bathrooms и Stopbox Lighting стали победителями 2006 года в классе четырёхтактных подвесных двигателей Honda Formula 4-Stroke. В Ливерпуле зрители смогли полюбоваться захватывающим финалом. В классе 150 л.с. Ник Клемсон и Пол Троу-Смит, несмотря на неудачный старт, смогли защитить свой титул в первой гонке. Помня, что стабильность выступления приносит свои результаты, они набрали обороты во втором раунде, доведя число подиумов в этом сезоне до восьми. В классе 225 лс экипаж Stopbox Lighting, что называется, лошадей не гнал: очков у Stopbox Lighting для победы в 10-этапной серии вполне хватало, они спокойно финишировали вторыми, уверенно выиграв чемпионат 2006 года.
www.honda-racing.co.uk

Прибрежные гребцы
Грести в открытом море или вблизи береговой линии – совсем не то, что на олимпийской дистанции – вам противостоит «живой противник», который может разразиться ветром и волной в любой момент, да ещё и течения... А на Олимпиаде спортсмены работают на очень тихой воде, без ветра, их курс проложен по прямой к олимпийским наградам. Условия тепличные. Любителям прибрежных гребных регат это может показаться даже скучным.
Почин сделали французы: они организуют национальные прибрежные чемпионаты с 1901 года, за исключением большого перерыва с 1966 по 1997 год. Новая волна интереса к прибрежной гребле зародилась, начиная с 1980 года, когда француз Герард Дабовиль пересёк Атлантику на гребной лодке. Пять лет спустя клубы прибрежных гребцов и прибрежные гонки начали распространяться по всему миру. Перед первым национальным чемпионатом в 1997 году Французской федерацией гребли FFSA были стандартизованы правила и лодки, что в значительной степени способствовало быстрому росту числа регат. Лодки напоминают прибрежные спасательные шлюпки, способные выжить в серьёзном прибое. Сидения для гребцов могут скользить, как у традиционных спортивных собратьев. Французская модель была использована для организации международных соревнований Кубка мира по прибрежной гребле – World Rowing Coastal Challenge. В зачёт входят одиночки, двойки и четвёрки с рулевым. Курс представляет собой треугольник в шесть километров по периметру. Женщины совершают один круг, мужчины – два. В каждой категории лодок проводится только одна гонка. В этом году гостей встречал Туманный Альбион, Гернси. Заявились участники из многих стран Европы, была двойка и из Новой Зеландии, занявшая четвёртое место в своём зачёте. По прогнозам в начале сентября обещали штормовую погоду с хорошей волной. В день проведения гонки ветер упал до пяти баллов и мужчины ушли на 12 км, а женщинам выставили увеличенную 8-километровую дистанцию. Маршрут был проложен с учётом рельефа береговой линии. Во время огибания поворотных знаков случилось несколько столкновений, но, к радости зачинщиков, всё обошлось без протестов. Первые четыре места в четвёрках достались местным активистам прибрежной гребли. Лучшее время (у Джо Пола, Нейла Бреннана, Пола Монтагю и Пола Иссакса) составило 53 минуты и 50 секунд. Серебро 2004 года наконец-то обернулось для них золотом.
www.worldrowing.com

Скиф – на крыле
Новости из стана экстремальных 18-футовых скифов, рождённых в необычайно любящей парус Австралии, поражают.
Как показывают расчёты VPP (программы по предсказанию скорости), это самый быстрый парусный швертбот в мире. Но швейцарскому инженеру Томасу Джандту, уже 15 лет практикующему 18ft Skiff, этого показалось мало и он решил поднять эту незаурядную парусную машину на подводное крыло. Первые мысли относительно подводных крыльев появились ещё три года назад, в начале бума одноместных «летающих» швертботов Moth. Набор шверт+руль с подводными горизонтальными плоскостями был изготовлен компанией Fastacraft, активно работающей с плавниками Moth. Первые эксперименты показали, что буксировки за катером в 8-9 узлов достаточно для выхода корпуса из воды. Под парусом поднять 18-футовик из воды удалось довольно быстро, но подъёмной силы на крыле руля (с управляемым закрылком) не хватало для выравнивания носа по горизонту. Пришлось несколько увеличить угол атаки всего крыла, изменив наклон крепления рулевых петель к транцу. Сейчас Скиф легко встаёт на крыло на любом курсе. Эпидемия подводных крыльев среди скоростных швертботов набирает обороты. Кто следующий?..
www.boatdesign.net

Velux 5 Oceans
22 октября из Бильбао (Испания) был дан старт очередной кругосветке одиночек, всего с двумя промежуточными остановками: Фримантл (Австралия) и Норфолк (США). Нельзя сказать, что все силы мирового паруса брошены на победу в этом серьёзном вызове. Кругосветок, даже для одиночек, стало много, через год уже ожидается старт безостановочной гонки Vendee Globe. И время старта гонки пересекается с проводимой раз в два года трансатлантической Route du Rhum. Для ведущих французских гонщиков не потерять спонсоров в перерыве между Vendee Globe – это значит участвовать в «Ромовом рейсе». Потому в заявочном листе Velux 5 Oceans французов нет. Гонка проходит под британским флагом. И компания участников собралась довольно пёстрая.
Итак, три этапа: первый – 12 тыс. миль, второй – 14 тыс. миль и последний бросок через Атлантику составит чуть меньше 4 тыс. миль. К участию допускаются только 50- и 60-футовые яхты, но и 50-футовик оказался всего один, и 60-футовых всего семь. Реально претендуют на победу лишь три участника, но зато какие: британцы Алекс Томсон на Hugo Boss и Майк Голдинг – Ecover, а также швейцарец Бернард Стамм – Cheminee Poujoulat. Видимо, победителю прошлой гонки Бернарду Стамму так просто победу, как 4 года назад, не отдадут. За спиной Томсона победа в кругосветке Clipper, ему принадлежит и рекорд суточного одиночного перехода на однокорпуснике. У Голдинга самый длинный список изведанных кругосветок, но не хватает итогового первого места. Настоящим украшением гонки стало участие Роберта Кнокс-Джонстона – первого в мире человека, обогнувшего Землю в одиночку и без остановок. Зарубежные эксперты высоко его шансы не оценивают, но победитель и единственный финишёр гонки 1968-69 The Sunday Times Golden Globe ещё может сказать своё веское слово. За четвёртое место поборется и обладатель нового 60-футовика испанец Унай Бэсурко, у которого, правда, нет кругосветного опыта и совсем мало одиночного. Хорошо смотрится и японец Коджиро Ширайши, пару раз уже обогнувший планету в одиночку.
После старта участники сразу же попали в жесточайший шторм с порывами до 72 узлов и с разными поломками были вынуждены подойти для ремонта к европейскому побережью. Устояли в этой свистопляске Бернард Стамм и японец Ширайши – они смогли вырваться вперёд на двое суток, пока соперники стояли у причала. Особенно было досадно, видимо, Майклу Голдингу. Британца просто преследует рок, хотя его лодку многократно проверяли и тщательнейшим образом готовили. Финиш первого этапа гонки ожидается в середине декабря. Фримантл готовится встречать победителя.
www.velux5oceans.com

Элемент С6
Композитным рангоутом на килевых яхтах, где он разрешён правилами класса, сейчас никого не удивишь. Хотя он значительно дороже стальных струн, но его вес на 25-30% меньше своего металлического аналога, что в свою очередь приводит к заметному снижению восстанавливающего момента. Пока основным «игроком» на рынке стоячего такелажа и бакштагов остаётся PBO, но уже можно встретить карбоновый рангоут. Ведущий производитель карбоновых мачт и гиков Southern Spars с 2000 года успешно исследует возможности выхода на новые рынки. Стоячий такелаж под маркой Element C6 три года успешно проходит испытания на одной из новозеландских яхт Farr 52. Так чем же карбон лучше PBO? Вице-президент компании и ветеран Кубка Америки Скотт Вогел говорит: «Углерод – это основной элемент, из него уже ничего нельзя получить, он сам стал результатом полного разложения исходного материала! Поэтому такие волокна инертны к окружающей среде, они не боятся влаги, ультрафиолета, очень долговечны, с высокой усталостной прочностью». В этом С6 непревзойдён. В то же время другие физические свойства, как то: жёсткость, прочность, относительное удлинение при нагрузке очень схожи с PBO. Element C6 набран из миллиметровых карбоновых струн. Внутри терминала струны расширяются в эпоксидном конусе, который затем обкладывается карбоном. Само карбоновое волокно поставляется на рынок под различными марками, с разными прочностными характеристиками и модулями упругости. В С6 используют высокомодульное волокно T800, имеющее наряду с высокой прочностью пониженную жёсткость. Дело в том, что прочность сама по себе не решает проблем сложнонагруженного парусного рангоута. T800 широко применяется в аэрокосмической промышленности (в частности, в новом Boeing 787). Выигрыш в весе такелажа особо заметен для больших яхт. Так для 160-футовой мега-яхты экономится 1 тонна, которую можно использовать в более полезном направлении. Сейчас Element С6 применяется у четырех команд-претендентов на Кубок Америки, а значит в будущем новый такелаж дойдёт и до широкого круга яхтсменов. Интересно, сколько ещё продержится PBO?
www.southernspars.com

Памяти Магнуса
Есть много способов, как привести судно в движение, можно и шампанским с кормы стрелять... Стефан Торп воспользовался известным аэродинамическим эффектом для приведения в движение своей Rotorboat. Аппарат, напоминающий яхту размером с классический швертбот Финн, несёт оригинальную «толстую» мачту, в которую, возможно, закручивается грот. К удивлению зрителей Уэймутской недели скорости (Weymouth Speed Week, Великобритания) он резво двигался вперёд, хотя никаких приспособлений, приводящих его в движение, заметно не было. Более того, оказалось, что на мачте нет ликпаза, что мачта крепится к днищу лодки и может свободно вращаться! Сначала свою концепцию вращающегося стержня Торп хотел применить взамен крыла планера, но реально осуществил её на яхте.
Если на вращающийся цилиндр набегает свободный поток, то на движущейся совместно с ним поверхности он ускоряется: давление потока на поверхность цилиндра падает. И наоборот – с противоположной стороны поток замедляется и давление растёт. За счёт разности давлений и возникает сила, действующая на цилиндр. Этот эффект носит имя немецкого учёного Генриха Густава Магнуса (он первый его объяснил). Применение эффекта Магнуса в кораблестроении впервые было отмечено в конце 20-х годов прошлого столетия, когда Антон Флеттнер (1885-1961) построил корабль Backau, приводимый в движение двумя вращающимися цилиндрами. Мачта Rotorboat тоже вращается не сама по себе, а электромотором, спрятанным внутри. В ходе замеров скорости у Rotorboat было запротоколировано 4 узла. Учитывая, что мачта имеет в своём большем сечении около 2 кв.м., их было бы явно недостаточно для достижения таких результатов при слабом ветре. В будущем предполагается сделать питание от солнечной батареи.
www.sailing.com-4u.com

С триумфальную арку
Не успели мы в прошлом номере сообщить о 105-футовом тримаране Groupama III Фрэнка Каммаса, как ещё один постоянный спонсор французских гоночных 60-футовых машин ORMA, Banque Populaire, «поможет» Паскалю Бидегорри спустить в 2008 году на воду 40-метровый (131,2 фута) макси-тримаран Banque Populaire V, предназначенный для океанских рекордных маршрутов с полным экипажем. И это действительно наидлиннейший макси-тримаран в мире. Тримаран весит 23 тонны, тогда как Groupama – 18. Мачта устремляется ввысь на 45 метров. Увеличенная масса должна сделать ход тримарана намного плавнее, не будет резких ускорений-замедлений. Смещённая назад мачта обеспечит хороший запас плавучести в удлинённых носах. Особенностью исследовательских работ по тримарану станет проведение не только серии традиционных бассейновых испытаний корпусов, но и тест в аэродинамической трубе на оптимальную конфигурацию парусного вооружения. Это будет первый гигант G- класса, который построят без участия Multiplast. Новый участник больших проектов – CDK Composites. Строительство начнётся в январе 2007 года и продлится 18 месяцев. Ну а планы у Бидегорри наполеоновские – побить все знаковые мировые рекорды под парусом, начиная с трансатлантических.
www.voile.banquepopulaire.fr

Барколана 2006
100-футовая Alfa Romeo 2 выигрывает свою третью регату Barcolana в Триесте (Италия). За 1788 стартовавшими яхтами, по оценкам, наблюдало 320 тысяч зрителей! Это самая массовая регата в мире. Условия гонки были довольно живые. Белый дымок от сигнальной ракеты быстро пропал под натиском холодного ветра, обрушившегося с гор боры силой 20-23 узла, с порывами до 30. Матч-рейс за лидерство мог состояться между Alfa Romeo 2 Невилла Кричтона и Maximus-Alikè, взятым в аренду Лоренцо Бодини. Но неудачно поднятый геннакер стоил Бодини 473 метров на первом знаке. В восьми корпусах за лидером следовала словацкая 24-метровая Maxi Jena, вынесенная вперёд на сильном порыве вблизи Баркола. Ближе к финишу были шансы стать жертвами затишья у новозеландцев: Alfa Romeo 2 буквально остановилась, но грамотно выбранная сторона дистанции с небольшим усилением принесла победу. А словакам удалось в жаркой борьбе удержать второе место. Невилл Кричтон выигрывал регату в 2003 и 2004 годах и в этот раз затратил на дистанцию 1 час 23 минуты. Отрыв от Maxi Jena составил 7 минут. Рассел Каутс, неоднократный обладатель Кубка Америки под флагами разных стран, финишировал 17-м на яхте Magia своего собственного класса RC-44 (Russel Couts 44).
www.barcolana.it



Статьи