Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Экологическая регата зовёт!
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 128;

Читатель «со стажем» наверняка обратил внимание, что «Фарватер» практически не публикует отчёты о регатах. Почему? Не секрет, что яхтсменов в Украине на порядок меньше, чем водномоторников; среди любителей паруса, в свою очередь, меньше 20% гонщиков; а среди последних лишь участники конкретной регаты обычно интересуются её описанием. Представляете, сколь много читателей перелистнёт это, не читая? Особенно, если отчёт напоминает заезженный шаблон: «Традиционную… регату организовали (перечень)... благодаря поддержке (список)… На старт вышло… В борьбе с ветром и волнами (вариант – с палящим зноем)… демонстрируя незаурядное мастерство… первое место завоевала… в дуэли за второе до последнего сражались… таблица результатов… До встречи через год!»…
Перед вами – не отчёт. Это попытка передать здоровые эмоции, бодрость духа и пищу для души – всё то, чем «зарядила» меня прошлогодняя Экологическая регата в г.Николаеве. Это воззвание ко всем гонщикам и круизёрам (да!): присоединяйтесь, не пожалеете!

Парочка сухих фактов: регата 100-мильная, состоит из трёх этапов, проходит в четыре дня. Хорошо организована (2 судейских катера и 2 – для журналистов, солидный призовой фонд), но без «жирного куша» на кону (как, например, на Кубке Гетьмана).
В Украине можно назвать целый ряд подобных регат. Но большинство из них в последние годы либо сокращают дистанции («время не то, у всех бизнес…»), либо теряют представительность (КЧМ, Кубки Днепра/Сирка, «Майские паруса»…). А количество яхт на «Экологичке» стабильно растёт, добравшись уже до гроссмейстерского показателя – 64 яхты! Фраза «Скоро регата!» заставляет затянувших с ремонтом яхтсменов лихорадочно спускать лодки на воду, и даже бизнесмены откладывают все дела ради этих четырёх дней! В чём тут секрет?

Харизма регаты
«…Именно в этом природном оазисе ребята всеми фибрами души ощущают, что нам Богом дано больше, чем просто гоняться под парусами. Такое единение с природой дорогого стоит!». Эти слова Сергея Исакова, президента Николаевской областной Федерации парусного спорта, были сказаны в самом сердце регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса», куда яхты приходят после двух этапов регаты.
Представьте: после шума, нервов, грязи и выхлопных газов большого города оказаться среди нетронутой цивилизацией природы. Вместо рёва машин слышать плеск волн и пение птиц. А после, оторвавшись от моря, пройтись полупустыней, забраться в самое русло пра-Буга, в пресноводный лес (и такой бывает!) с папоротниками и болотом, где живут черепахи, гнездятся кряквы и растут растения, которых в мире больше нет нигде. И всё это здесь, на Кинбурне! Наконец, здесь же отведать доброй хозяйской ухи и шурпы, приготовленных на костре, с дымком… Такое состояние души (и тела) забыть невозможно: год спустя оно снова позовёт в эти края, напомнив «Скоро гонка!»…
«Отцом» и «вечным двигателем» регаты был Сергей Шаповалов, директор филиала киевского Института экологии. Яхтсмен до мозга костей, увлечённый гонщик, капитан яхты «Александра» (Картер-30), которая под его руководством 13 раз ходила на Эгейскую регату. А ещё он был экологом по природе: «С борта «Александры» в воду не летело даже спички или огрызка яблока. Если кто из гостей позволял себе подобную выходку, то на борт ему после этого дорога была заказана». И когда в 90-х был основан региональный ландшафтный парк, именно он подал (и взялся реализовать) ИДЕЮ: где, как не в заповеднике, можно ощутить себя ближе к природе, понять её хрупкость и вместе с тем – величие?! Вот тогда и родилась новая регата, маршрут которой был проложен на Кинбурнскую косу…
Увы, жизнь Сергея трагически оборвалась. Но основанная им регата с экологической душой – живёт. К её организации подключились и Сергей Исаков, и губернатор Николаева Александр Садыков – да и как могло быть иначе, если они в разное время тоже ходили в экипаже капитана Шаповалова?!

«Очей очарованье»
Но «не заповедником единым»… Прекрасен и путь к нему, т.е. вся дистанция гонок.
Начинается она с извилистого неширокого Буга – в центре Николаева. Течение, мели, повороты, высокие берега – раздолье для любителей речной тактики. Но вот берега расступаются, русло всё шире, простора всё больше – и перед нами норовистый Лиман со своей короткой «бьющей» волной. А затем, наконец, вход в третью стихию – море.
Пейзажи здесь один другого великолепнее. И места сплошь исторические. Мне повезло: в экипаже «Афалины» сразу несколько «гидов» увлекательно рассказали про остров Батарея, который в начале 19-го века был специально насыпан для защиты от высадки турецкого десанта... И про древнюю Ольвию (вот она, совсем рядом!)… И про Кинбурн (с турецкого «кили» и «бурун» – «волосяной мыс», всего 100 м в узком месте)… И про искусственный остров Первомайский – его вымостили из камней, которые когда-то были крепостью на Кинбурнской косе... А ещё – о Тендровской косе, которую 3000 лет назад создал ледник с Киевщины и Полесья… И о том, что именно в эти самые края ходили «чумаки по сіль», а из этих самых заливов (Тендровского и Егорлыцкого) в Одессу возвращались «шаланды полные кефали»… И даже про удивительную версию учёных: что когда-то Днепр под Черкассами сворачивал вправо и выходил в Лиман по руслу Буга…
«Древнюю» историю дополняет «новейшая». Вот главный слип страны, на котором крейсер «Варяг» собирали. А отсюда военная техника отправлялась на Кубу и в Анголу…
Добавляет привлекательности и вечерний старт регаты. Во-первых, день старта не «прогуливается» – в клуб яхтсмены съезжаются после работы. Утром собранная в Очакове регата уже готова стартовать дальше – в заповедник. А во-вторых, как же это здорово – лететь вниз по реке при заходящем солнце и в сумерках… Романтики поймут.

«И стар, и млад»
На старт регаты пришло очень много зрителей. Шумные разговоры, обсуждения яхт – естественно. А на вопрос мужчины: «какая яхта тебе больше нравится?» его супруга ответила: «Та, на которой рядом с капитанами-папами управляются матросы-мамы и юнги-дети».
Действительно: дистанция солидная, финиш ночью, а детей на яхтах хватало. С другой стороны, пройдусь только по капитанам: Прохоровичу («Садко») 84 года, Петухову («Альциона») 74, Дегтярю («Дельфин-6») 70! Вот уж воистину – и стар, и млад…
Почему? В том числе и потому, что регата весьма демократична. Яхты поделены на 8 стартовых групп – «слоны» с «моськами» не гоняются. А главное: расписание переходов таково, что хватает и «драйва» для заядлых гонщиков, и времени на отдых для семейных экипажей. Более того: к старту допустят и яхту без «национального» обмера (в его работоспособности давно разуверились даже закоренелые оптимисты). Николаевцы успешно «обкатали» простейшую формулу по образу и подобию таковой на «Кубке Америки» (в ней лишь 3 параметра: длина, вес и парусность). Цитирую: «До накопления статистики за пару навигаций выводы делать рано, но то, что формула работает – несомненно».

«Скоро гонка!»
В этом году организаторы решили на шаг отступить от традиции: регата состоится месяцем позже православной Троицы. Ведь эта гонка для николаевцев – главное событие сезона, а в мае ещё не все на воде.
Итак, готовьтесь: старт 27 июня. И снова наверняка будут гости из Херсона и Одессы (как минимум), полёт вдоль высоких берегов в лучах заходящего солнца, ночной финиш, встреча с морем и дымящаяся уха в Егорлыцком заливе… Иными словами – снова состоится большой парусный праздник: Экологическая регата на «Кубок Кинбурнской косы» памяти С.В.Шаповалова.

Фото – С.Горобец, Д.Старощук, Б.Парфенюк.

Автор безмерно признателен экипажу «Афалины» – капитану (а ещё дизайнеру и строителю этой симпатичной яхты!) Юрию Чучко, матросам Александру Кротову, Сергею Звонецкому и Олегу Самолевскому – за подаренную возможность пройти чудную гонку в отличной компании.