Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Не влезай – убьёт!
Тема: ------; Автор: Васильев Игорь; Страница в журнале: 130;

– Ты видел, чайник-то у неё электрический!
– Ну и что?
– А то, что к дому провода не тянутся, ты это заметил?
 

В каком-то из «Дозоров».

Отключение электричества – злейшая из бытовых неурядиц. Хотя против перспективы сидеть в темноте, с погасшим монитором и капающим холодильником средства имеются. Дизель-генератор, батареи, инвертор. Как вариант – ветряк или плотина на ближайшем ручье. Но с полпинка такие девайсы не поставишь.
Зато когда оно выходит из отключки, уж больно хорошо. С нежностью вспоминаешь господ Эдисона и Яблочкова. Тем более – сэра Майкла Фарадея, придумавшего способ производства тока в промышленных масштабах.
Хотя сейчас от потока электронов адекватно работает только наземный транспорт, первый опыт с электричеством удался на лодке. В 1838 году против невского течения двинулся катер, построенный русским учёным Борисом Якоби. То, что он был Моритц Герман и вообще тевтон, никого не волновало. Ну где ему взять в своей Германии (кстати, тогда и страны такой не было) целый пуд чистой платины для опытов? А вот российское министерство финансов это не смутило – и не в таких масштабах крали. Хотя результаты в итоге были получены неплохие – восьмиметровый бот развивал три узла. В 1841 году эксперимент прервали. Официально – с формулировкой «на нынешнем этапе развития техники ничего больше сделать нельзя». Работы велись для военного ведомства, а угодить этим господам ой как непросто…
Несовершенство «гальванической машины» не было главной причиной – преодолели его весьма быстро. Зло таилось (и таится сейчас) в самих источниках тока. Хотя некоторое напряжение при помощи гвоздя и проволоки можно извлечь из лимона, помидора или (классика!) из электрического ската, это и в те времена не годились. Все машины получали энергию от гальванических элементов, почему так и назывались. А изобретение Алессандро Гальвани – вещь одноразовая, и при большой ёмкости далеко не дешёвая. Получается, что Якоби поставил на лодку мотор, «топливо» для которого не научились получать приемлемым способом.
В 1881 году на Всемирной выставке в Париже посетители уже катались на лодке, мотор которой питался от аккумуляторов. С этого времени электролодки активно строятся в Англии, Франции и почему-то в Австро-Венгрии и России. Естественно, в подавляющем большинстве как прогулочные. И здесь паровые катера не составляли им конкуренции. Общий КПД паровой лодки, как и паровоза, едва дотягивает до 7%. Это не имеет особого значения, когда в топке потрескивают сухие буковые дрова. Но когда уголёк кардиффский, а на пикник отправляются многие, и все на катерах…
Началось счастливое тридцатилетие электрического транспорта. Кстати, электромобилией тогда выпускалось больше, чем привычных автомобилей с ДВС. И по эксплуатационным качествам они превосходили творения Даймлера, Бенца и самого Форда. Работали чисто и бесшумно, ломаться там было нечему. За что электромобили особенно нравились дамам. Хотя эмансипация только начиналась, женщин за рулём было тогда не в пример больше. Ведь за сто лет навыки прекрасного пола в техобслуживании не продвинулись дальше открытия капота. Но даже если неполадки и возникали, исправить их было вполне по силам владельцу. Меж тем как лечение недугов ДВС есть чёрная магия и удел профессионалов-механиков. А вот даже моторы для рекордного глиссера «Искра» леди Арран известный электротехник Седрик Линч собирал буквально «на коленке».
Но раз всё так замечательно – просто, дешево, чисто, никаких тебе топлива, масла, свечей и фильтров, – почему же не видно на воде электрических лодок? Видно – только не у нас.
В Англии чисто аккумуляторных лодок – тысячи. Это, правда, жалкий процент от общего числа, но он хоть есть. Там же больше всего и фирм, их производящих. Англичане обожают прогулки и путешествия по своим внутренним водным путям. Для островитян это естественно – вроде и на воде, а всё земля рядом. На большинстве из каналов невнятный фарватер и шлюзы, построенные при Генрихе Восьмом и последний раз ремонтировавшиеся при королеве Виктории. Так что даже при большом желании там не разгонишься. Стоимость дизельного топлива – 94 пенса за литр (дороже бензина, кстати). Водоизмещающая лодка с хорошо отлаженным мотором пройдёт на экономной скорости километров десять. Аккумуляторная, заправленная электричеством, на те же пенсы пройдёт сто. Англичане эту разницу не замечают: у них пенс фунт не бережёт, а основные деньги экономятся на техобслуживании и ремонте. Ресурс-то несравнимый – своими глазами видел работающую газонокосилку выпуска ещё до Первой мировой войны (с дубовыми подшипниками скольжения!). Главное – чтобы «под старину».
Встречается много оригинальных, «темзинских» лодок – типично водоизмещающих, узких, с клипперштевнем и отделкой в эдвардианском стиле (резные стойки, зеркала, портьеры…). Фирма «Creative Boats», бывшая «Steam and electric launch», сменила название своё, но не моделей. Катера четырёх типоразмеров, как и 20 лет назад, именуются «Frolic» – «шалость». Тридцатифутовая весит тонну (корпус и батарея поровну), с одной заправки проходит 120 км трёхузловым ходом. Это, конечно, скорость пешехода, но ведь в ногах правды нет. Может идти и вдвое быстрее, однако не так далеко. Словом, игрушка, но её никто и не выдаёт за рабочую лошадь. Зато и стоят эти лодки не как серьёзные суда: шестиметровая, например, – 16 тысяч фунтов… По старой памяти на заказ могут поставить и паровую машину, эта экзотика будет едва ли не вдвое дороже. Ну а что вы хотите – это же Англия!
В Калифорнии причины другие. Тамошнее начальство экология страшит почище землетрясений. Мегаполис Сан-Франциско – всего лишь четвёртый по величине город штата. Но даже сам губернатор с сигарой не появляется на людях… За использование транспортных средств с минимальным или нулевым выбросом предусмотрены большие льготы. Именно там давно процветает фирма Маршалла Даффи – хороший пример удачно занятой рыночной ниши.
Достижениями в области хай-тека фирма похвастать не может и не собирается. Единственное отличие от лодок столетней давности – стеклопластиковый корпус, и ещё реостат заменили на тиристорный блок. Обычные аккумуляторы, зарядка от сети – никаких сомнительных связей с солнечными панелями. Всё это позволяет держать цену на приемлемом уровне, особенно в Калифорнии – уровень жизни там вообще высокий. Такая лодка – хорошая и беспроблемная игрушка, назначение которой – прогулки и выезды на пикник. Можно и арендовать за смешную для Калифорнии цену. На управление не требуется никаких прав и лицензий, что имеет значение теперь, когда после многолетнего беспредела в Штатах начали наводить подобие порядка.
На что же годны эти на лицо чистые, а внутри отягощённые свинцом и серной кислотой лодки? У нас, очевидно, ни на что. Единственно, кому могут составить конкуренцию электрические лодки, – парусные суда на внутренних водных путях, причём это должны быть даже не пути, а так, тропинки. И то в случае, когда в яхтенных магазинах стопор будет стоить как аккумулятор. Но желание ходить под парусом вообще не объясняется экономическими причинами. Процент желающих перемещаться по воде бесшумно и при этом не доверяющих парусу надо искать по обе стороны нуля. Как вариант, возможно использование аккумуляторных лодок в системе проката, ибо в Правилах регистра Украины лодки с электромотором довольно внятно отнесены к гребным, а значит и прав на управление ими не потребуется. Словом, вряд ли кто будет покупать аккумуляторную лодку в качестве первого судна. Посему не стоит ожидать их появления у нас в обозримом будущем. Но помечтать – почему бы и нет.