Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Какими бывают катера?
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 58;

Продолжим «творческое» изложение одного из лучших руководств по малым моторным судам – «Guide to powerboats» Эрика Соренсена (начало в №4/2007).

РИБ (RIB)
РИБы (Rigid Inflatable boat, англ. – надувные лодки с жестким днищем) завоевали популярность большей частью благодаря своей мореходности и естественному поддержанию мягкого хода (удары гребней демпфируются баллонами). Наполненный воздухом (иногда пеной) по периметру баллон с запасом обеспечивает положительную плавучесть. Если баллон не пробит в нескольких разных местах, РИБ остается на плаву в самых наихудших погодных условиях. Плюс безопасность на швартовках – по периметру ведь высокоэффективный «кранец» – последние два фактора делают их особенно популярными в спасательных работах на прибойной волне. А ещё РИБ лучше других лодок подходит для «трейлерного» использования: он явно меньше весит, а сдутые в транспортном положении борта можно «умять» до дорожного ограничения 2,5 м, при этом на воде получая солидное судно 3-метровой ширины.
Хотя большинство РИБов имеют жесткие стеклопластиковые днища, алюминий также популярен, особенно в коммерческих и военных судах, где корпуса изнашивают особенно активно.
Важнейший момент в РИБе – качество баллона и его крепление к корпусу. По соотношению цена/качество – ПВХ, первоначальные проблемы со сроком службы которого давно решены химиками. Профессионалы применяют более долговечный и износостойкий хайпалон, но он явно дороже.

Глиссеры и гидроциклы
Это «праздник жизни» для одних и «головная боль» для других.
Они поразительно динамичны, сверхпослушны в управлении, потребляют не слишком много топлива, для них не нужно большой акватории. Оснащенные водомётными движителями без вращающихся винтов они безопасны для купающихся. Мощные модели вполне могут буксировать воднолыжника. Гидроциклы (особенно «стоячие») вдобавок ко всему очень атлетичны и опытный «наездник» способен выделывать на своём «коне» просто-таки цирковые пируэты.
Но многие «водники» не любят соседства с этими мощными «игрушками». Виной всему их шумность и, особенно, непредсказуемые манёвры. А бешеная энерговооруженность в сочетании с фактом, что за рулём этих плавсредств зачастую оказываются новички, – поистине взрывоопасное сочетание…
Главное отличие от остальных плавсредств, скорее всего, в философии самих владельцев. Это как на суше: одни души не чают в мотоциклах, другие же предпочитают автомобиль.

Катера для воднолыжников и вейкбордистов
Специфика этих лодок:

  • мощный двигатель;
  • минимум одно сидение (для наблюдателя) развёрнуто в корму;
  • стабилизирующие кильсоны на миделе – чтобы воднолыжник-слаломист не «стаскивал» катер в сторону;
  • вальный винтовой привод и большой низко посаженный кринолин – для безопасности и удобства плавающего у кормы спортсмена;
  • шарнир для крепления фала зачастую крепится в кокпите, близ центра бокового сопротивления катера;
  • нередко в днище встроены балластные ёмкости для «притапливания» катера (чтобы создать высокую волну, необходимую для прыжков вейкбордиста);
  • обычно система управления включает автомат поддержания заданной скорости – для корректной работы на профессиональных соревнованиях.

Основное отличие катера для вейкборда – тауэр с креплениями для досок и максимально высоким шарниром крепления фала.

Понтонные лодки
По своей сути – это платформа на двух (реже – трёх) поплавках. Такое судно очень остойчиво и безопасно в управлении, на его просторной платформе свободно размещается даже большая компания, для которой может быть расставлена «мебель», как в хорошей кают-компании. Судно идеально для дневного отдыха компанией или семейством, выезда на пикник (небольшая осадка позволит подойти к берегу).
(Более подробно о достоинствах и недостатках типичной понтонной лодки – в тест-драйве Sun Tracker этого номера – Ред.).

Катамаран (catamaran)
Для многих именно катамараны – вершина совершенства. Хорошо спроектированный катамаран мягко идёт по волнам, разрезая гребни узкими корпусами, ход плавный и стабильный. Пока волны не настолько высоки и круты, что начинают бить в мостик туннеля между спонсонами, поведение катамарана заслуживает всяких похвал. Большая площадь палубы позволяет разместить всё, что нужно для отдыха или рыбалки, а беспрецедентная остойчивость гарантирует безопасность даже неопытным пассажирам и детям. Минусов у катамарана по большому счёту лишь два: более высокая цена (если сравнивать с однокорпусниками такой же длины – Ред.) и не столь уж красивая «внешность». Впрочем, с последней задачей многие конструкторы научились хорошо справляться.
Корпуса катамаранов могут быть водоизмещающими, переходного типа или глиссирующими. Форма днища, распределение веса и высота туннеля, в отличие от внешнего дизайна корпуса, определяют ходкость и мореходность хорошего судна. Для размещения помещений и рундуков эффективно используется как мостик, так и корпуса (не раз убеждался: неопытного человека поражают объёмы катамарана в сравнении с более длинными однокорпусниками – Ред.). Этим судам больше других подходит пропульсивная схема с двумя двигателями – подвесными или стационарными, по одному на корпус.

Катер в стиле Мэн (Maine), или Лобстер-бот
Предками этих катеров действительно были небольшие мореходные дори, на которых рыбаки залива Мэн отправлялись на промысел лобстера. Характеризуются закругленными скулами, килем во всю длину корпуса, одним двигателем с непременной валовой линией, приполненным «морским» носом, относительно небольшой каютой под полубаком, хорошо защищённым местом рулевого (развитое ветровое стекло, над головой – хард-топ или как минимум, мощный «бимини») и большим открытым самоотливным кокпитом. Обычно очень красивые, с низким профилем, который обеспечивает и изящный вид, и достаточную мореходность. Предназначены для уик-эндов на воде (активный отдых с элементами морской рыбалки) с короткой ночевкой. Очень высоко ценятся любителями «старой-доброй классики», особенно в деревянном исполнении.

Экспресс-круизер (express cruiser)
Их еще называют моторными яхтами в свободном стиле, сочетающими большой открытый кокпит с объёмистыми внутренними помещениями. Около половины длины катера отведено каютам под носовой палубой, остальное – открытое пространство, включающее бридж-дэк («рулевая палуба» с пультом управления в передней части кокпита), защищенный ветровым стеклом, и открытый кокпит на корме. От дождя и ветра спасает бимини или хард-топ. Бридж-дэк обычно приподнят, чтобы улучшить обзор рулевого и добавить высоты для расположенной ниже мидель-каюты. Напротив рулевого поста (который обычно по правому борту) установлен диван-шезлонг или штурманское кресло.
Моторный отсек располагается под кокпитом. Такое расположение двигателей (поворотно-откидные колонки или V-образный привод) даёт возможность прекрасного использования внутреннего пространства. К тому же во внутренних помещениях становится тогда тише. На рынке присутствуют экспресс-круизеры начиная от 24 и заканчивая 100 футами. Экзотический пример предельных размеров экспресс-круизера – Sunseeker Predator 80, имеющий на корме гараж для укрытия от лишних глаз небольшого тендера.
Кокпит обычно располагается на одну-две ступеньку ниже бридж-дэка. Здесь – диван-трансформер для сидения и загорания, вэт-бар. Дверка на корме ведет к купальной площадке, с портативным душем и трапиком для купания. Поскольку у экспресс-круизеров нет большой надстройки и флайбриджа, то экономится вес и достигается меньшая раскачиваемость на волне в сравнении с «конвертибл» схожих размеров. С другой стороны экспресс-круизеры не имеют такого просторного салона и красивых линий флайбриджа, как у конвертибл.
На большинстве экспресс-круизеров обычно только один рулевой пост. И если конструкторами не было предпринято никаких специальных мер, то обзорность впереди особенно когда нос чрезмерно поднимается при выходе на глиссирование, да и в крейсерском режиме тоже, достаточно проблематична.

Открытый или хард-топ спортфишермен (open/hardtop sportfishermen)
На первый взгляд открытые спортфишермены выглядят весьма похоже на экспресс-круизеры, но в них увеличен размер кокпита и подчеркнута общая готовность к рыбалке, наличие рыбацкой оснастки. Чтобы поднять на борт большую рыбу кокпит должен быть приблизительно в футе от воды. Моторный отсек расположен впереди под бридж-дэком, что уменьшает место для жилых помещений. Такие катера имеют приподнятый бридж-дэк и высокое ветровое стекло (выше, чем в среднем на модных экспресс-круизерах), большинство имеют хард-топы с мощной прозрачной тентовкой по периметру. Поэтому они не такие уж открытые. Капитан всего в нескольких шагах от кокпита и может следить с приподнятого бридж-дэка за ходом рыбалки.
Популярная опция – высокая надстройка (тауэр) с флайбриджем – там у рулевого на втором посту управления великолепная обзорность.
Некоторые открытые спортфишермены основываются на уже существующих в линейке производителей моделей конвертибл, например, Viking, Ocean или Bertram. Тогда убирают флайбридж и палубную рубку, а бридж-дэк поднимают. Таким образом снижается центр тяжести, уменьшается парусность, и, как и в случае с экспресс-круизером, катер становится быстрее и более мореходным. Пары в возрасте могут легко справиться с открытой компоновкой (без тауэра), когда нет необходимости взбираться по ступенькам трапа.
Большие открытые спортфишермены представляют себе ни что иное, как катера для дневного отдыха. На некоторых 50-футовиках имеется две каюты, два санузла, салон с полностью укомплектованным камбузом.

Конвертибл (convertible)
Конвертибл существуют так же долго, как и кадди и вот почему: эта конструктивная компоновка разрешает двухпалубный дизайн на относительно небольшом катере, открывая возможность больших внутренних объемов для круизинга, флайбридж для повышения обзорности, большой кокпит для рыбалки. Первые конвертибл имели открытый флайбридж с дублированием рулевого управления (основной пост управления был ниже, в рулевой рубке) с контролем двигателей и рулей, с компасом, эхолотом.
Эволюция привела к тому, что флайбридж превратился в основной пост управления, насыщенный электроникой, с сидячими местами для шести и более человек, с полностью пластиковым хард-топом. Большие конвертибл доступны на рынке также с двухпалубной надстройкой, создающей замкнутый флайбридж с климат-контролем, куда есть доступ как изнутри, так и по внешним палубным лестницам. У чисто рыболовных конвертибл имеется на флайбридже кормовая консоль управления, чтобы шкипер мог держать под присмотром ситуацию в кокпите. Алюминиевый 30-футовый тауэр – модная опция наблюдения за рыбой на поверхности и под водой на некотором расстоянии от катера. К тому же вести катер с тауэра доставляет настоящее удовольствие. Обратная сторона медали – дополнительное воздушное сопротивление тауэра может замедлить судно на 2-3 узла и поглотить 10 процентов пропульсивной мощности.
Рабочая часть конвертибл – кокпит, оснащаемый всеми немыслимыми рыболовными приспособами от рундуков под багры до льдогенераторов и морозильных камер, делающих лед из соленой воды для охлаждения улова. Хотя 12-футовый кокпит на 60-футовом катере занимает всего лишь пятую часть его длины (на старых малых катерах процентное соотношение было больше), все же места в кокпите больше благодаря ширине. Кормовая дверца позволяет втащить на борт полутонного тунца или марлина. Ниже клюзов, размещенных в планшире, имеются стопора для снижения нагрузки, когда с рыбой «играют». Высота комингса порядка 70 см – идеальный вариант.
Подготовленные к турнирной ловле рыбы спортфишермены должны быстро маневрировать, «укрощая» бьющуюся рыбу. Надводный борт на корме и палубе кокпита должен быть относительно низко над водой, дабы вести большую рыбу вдоль борта. Такие катера просто обязаны обладать высокой скоростью, чтобы выиграть турнир, зачастую с большим денежным призом. Некоторые спортфишермены имеют крейсерскую скорость более 30 узлов при полной загрузке топливом и снаряжением (на спокойной воде, конечно).
Мореходность конвертибл позволяет им покрывать более сотни миль от берега немногим более чем за три часа, потом весь день рыбачить при волнении, а затем сломя голову нестись назад на взвешивание – всё это делает их отличными оффшорными круизными катерами. Конвертибл строят серийно и под заказ в диапазоне длин от 55 до 80 футов. Это по настоящему круизные моторные яхты на которых можно не только рыбачить, но и прекрасно жить. 60-футовый конвертибл внутри меньше, чем 60-футовая моторная яхта, но зато имеет более высокие скоростные характеристики и более мореходен.
Салон располагается сразу перед кокпитом и представляет собой яхтенную гостиную с раскладным или полноразмерным диваном, телевизором, стереосистемой, камбузом и обеденной зоной. В носу на 65-75-футовых катерах может быть три или четыре каюты и столько же туалетных комнат со всеми удобствами. Машинное отделение также просторно в сравнении с ограничениями обычных моторных яхт. Во-первых, двигатели конвертибл очень мощные и большие, а во-вторых, не редкость, что владельцы таких катеров сами любят проводить некоторое обслуживание двигателей и предпочитают иметь свободу перемещения.

Седан (sedan)
Не часто услышишь в наше время термин «седан» в приложении к водной стихии, но именно так было принято называть конвертибл с маленьким кокпитом и большим салоном. На таких катерах, как и на конвертибл, имеется флайбридж, кокпит скудно оснащен для рыбалки, если вообще оснащен. Салон может иметь только ветровое стекло вместо стеклопластикового передка рубки. Такой вариант хорош для тех, кто любит из салона посмотреть, куда идет и откуда уходит. Мореходность седанов может соответствовать конвертибл, а может и нет, как и скоростные характеристики. Все зависит от формы их корпуса и (как на любом катере) от того, что победило в дизайне: полезная площадь или качество хода.

Моторная яхта с ходовой рубкой (pilothouse motor yacht)
Компоновки с ходовой рубкой (пайлотхаус), безусловно, одни из наиболее популярных среди круизных моторных яхт. При длине более 50 футов они достаточно продуманы. В носу одна-две каюты с гальюном, за ними идет мастер-каюта с ходовой рубкой прямо над ней. Если ориентироваться на двухпалубник, то получится много жизненного пространства. Тонкость состоит в том, что палуба мастер-каюты должна быть очень низкой, как можно ближе к трюму, чтобы рубка не была чрезмерно высокой для данной ширины катера. Салон располагается несколькими ступеньками ниже в сторону кормы от ходовой рубки (разделение зон весьма условно, обычно это просто ступенька в одном большом помещении), флайбридж аккуратно вписывается над салоном и сразу за возвышением рубки.
Моторные яхты с ходовой рубкой не только хороши в плане свободного пространства – они выглядят как настоящие корабли. Основной рулевой пост находится в рубке, которая достаточно высока, чтобы обеспечить хороший круговой обзор. Кормовые окна должны обеспечить улучшение обзора и сберечь нервы при парковке задним ходом. Двери, идущие на бортовые палубы, облегчают управление в одиночку большим катером.
Поскольку рубка располагается всего в нескольких шагах от каюты, флайбриджа и салона – она становится центром жизни, что делает такую компоновку удачной для семейного отдыха. Все размещаются совсем недалеко друг от друга, причем многоуровневая планировка обеспечивает приватность. Благодаря тому, что салон расположен относительно низко, прямо над моторным отсеком, налицо снижение центра тяжести и парусности, а значит, обеспечивается повышенная мореходность. Основной кокпит на уровне палубы обычно включает транец, и, возможно, пару дверей в проходах вдоль фальшбортов, ведущих к кринолину и гаражу для тендера.

Моторная яхта с кормовой каютой (aft-cabin motor yacht)
Для семьи, проводящей много времени в круизах, кормовое расположение каюты имеет определенные плюсы. Мастер-апартаменты, включающие в себя каюту и гальюн, располагаются в корме и отделены от остальных кают салоном, что предлагает приватность обстановки. Гостевые каюты располагаются в носу, салон посередине яхты, машинное отделение под салоном. Такая планировка прекрасно подходит для двух пар или для пары с детьми. Единственное, что вы теряете, так это кокпит со всеми его удобствами и оснащением, хотя некоторые производители моторных яхт с кормовой каютой предлагают также и яхты с кокпитами. Поначалу очень немногие верфи имели в своем ассортименте моторные яхты с кормовой каютой, но затем, реагируя на требования рынка, стали добавлять и кокпиты.
Наиболее удачные дизайны таких яхт имеют внешние трубопроводы выхлопа двигателей – от машинного отделения выхлоп выводится через борт и вдоль борта идет через стеклопластиковые трубы, интегрированные в корпус на уровне ватерлинии. Это освобождает больше места для мастер-каюты, пол которой располагается максимально низко, чтобы понизить общий центр тяжести и ветровое сопротивление развитой надстройки.
Имеется ряд вариаций на тему кормовой каюты. Так на Dettling 51 мастер-апартаменты располагаются под рубкой, в корму от салона, моторный отсек на корме. Среди удачных проектов моторных яхт с кормовой каютой фигурируют Silverton, Meridian, Mainship, Viking и Hatteras.

Траулер (trawler)
У яхты в стиле «траулер» много общего со своим трудягой-прародителем: это очень мореходное высокобортное судно классических пропорций, напрочь лишённое внешней фешенебельности и импозантности, зато способное на длительные автономные переходы с минимальными эксплуатационными затратами и поистине «домашним» комфортом на борту.
У современного траулера высокая надстройка и широкие защищённые бортовые проходы. Рулевая рубка обычно впереди, салон – в корму от рубки, на корме есть небольшой кокпит. Каюты – под носовой палубой. У некоторых версий над салоном надстроен флайбридж, а у 50-футовых и более траулеров имеется полноразмерная, во всю ширину, мастер-каюта прямо под рубкой. Строят траулеры и с кормовым размещением рубки.
Хотя траулеры традиционно имеют тяжелые водоизмещающие корпуса, все же есть дизайнерские направления, удовлетворяющие потребность владельцев в скорости. Тогда в некоторых случаях водоизмещающий корпус облегчают, удлиняют, что позволяет траулеру достигать крейсерской скорости с соотношением скорость/длина, S/L=1,4 (скорость в узлах в милях в час к футам длины). Снижение веса уменьшает сопротивление, а увеличение длины повышает максимальную скорость корпуса. Многие верфи идут ещё дальше и создают траулеры на основе корпуса, работающего в переходном режиме. Тогда возможен выход на глиссирование и достижение S/L=2,5. Конечно, чем меньше скорость судна, тем эффективнее им можно управлять. Тем не менее многие владельцы хотели бы периодически выходить на 18 и более узлов. Поэтому переходные корпуса с острой скулой или «лобстерного» типа хорошо удовлетворяют их потребности. Но ревностные поклонники траулеров настаивают на том, что только катера с водоизмещающими корпусами могут называться траулерами, их радиус действия составляет тысячи миль, а не сотни.
Рыбацкие суда, на которых базируются «настоящие» траулеры, имеют относительно низкие палубы и небольшие палубные надстройки. На моторных же траулерных яхтах обычно большие объемные рубки, увеличивающие как внутреннее пространство, так и бортовую качку. Возрастает необходимость в стабилизаторах качки – скуловых плавниковых стабилизаторах, управляемых гироскопами или флопер-стопперах, вывешенных на аутригерах.
Если вы любите дальние путешествия и никуда не торопитесь, то наверняка предпочтете действительно мореходное судно. Тогда комфортабельные, экономичные траулерные катера – ваш выбор.

Гоуфаст (go-fast)
Высокоскоростные катера, используемые для гонок или отдыха, часто называют гоуфастами (от англ. go-fast – идти быстро). У них одно предназначение – высокая скорость. Длинные и узкие корпуса крепко сложены, дабы противостоять ударам волн на скоростях 60-100 миль/час. На однокорпусниках килеватость в 24 градуса простирается по всей длине до кормы. «Глубокое V» килеватости на корме – важная составляющая высокоскоростных корпусов, поскольку катер в штатном режиме выходит почти полностью из воды и идет на узкой V-образной кормовой секции длиной в несколько футов. Обычно скоростные катера выполнены по однокорпусной схеме, но катамараны также популярны, особенно в самом скоростном диапазоне рынка.
Никто в мире гоуфастов не говорит об узлах, как о единицах скорости: дело в том, что 80 миль (сухопутных!)/час звучит более впечатляюще, чем 69 узлов.
Такие скоростные катера малофункциональны: большая часть корпуса отдана под двигатели на корме и длинный покатый фордек. Остается, может быть процентов 30 длины корпуса на кокпит и рулевой пост. Если вообще есть кабина, то она совсем низкая, поскольку носовая часть палубы делается минимальной для снижения воздушного сопротивления и придания соответствующего имиджу экстерьера. Вам не захочется находиться в носу таких катеров на высокой скорости – вертикальные перегрузки весьма впечатляющи.
Одно из неприятных следствий высокоскоростной катерной культуры – сверхшумность. Хотя можно добавить глушители или просто задействовать их переключателем на панели приборов (при этом практически без значительной потери мощности снизится уровень выхлопа мощных, обычно бензиновых, двигателей), многие владельцы гоуфастов считают, что лучше и эффектнее нестись с ревущим выхлопом, слышным буквально за мили вокруг.
Есть вы обожаете очень высокие скорости, то гоуфасты могут стать вам отдушиной. Но, любителям надо иметь в виду: достигаемые скорости делают их опасными по сути. Необходимо иметь настоящее мастерство и опыт безопасного управления.

Другие компоновки - морская смесь
Многие моторные яхты и катера не вписываются ни в одну из рассмотренных категорий. Это комбинации компоновок, например: вокэраунд с центральной консолью, пайлотхаус с подвесными моторами, седаны без флайбриджей, экспедиционные яхты с кормовой надстройкой и так далее. Такое многообразие делает пикантной и разнообразной и саму жизнь.