Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Какими бывают катера?
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 0;

(Начало)
Позволю себе дополнить маэстро Соренсена (книгу «Guide to powerboats»), ибо о нескольких видах плавсредств он умолчал либо изложил поверхностно.

Главред.

Runabout (ранэбаут)
Это слово можно перевести как «малолитражка» – пожалуй, лучшая краткая характеристика такого типа мотолодок. И именно их советская промышленность выпускала в клёпаном варианте десятками разновидностей: «Прогресс», «Крым», «Днепр», «Амур» и пр.
Запалубленный нос и, зачастую, корма; кокпит позади ветрового стекла; пара передних сидений и обычно сплошное заднее (диван). Корпус чаще всего алюминиевый или пластиковый, обводы «глубокое V» или вогнуто- (реже выпукло-) килеватые (очень заостренные у форштевня и сходящие на почти плоское днище у транца). Вместимость – 4-5, реже до 8 человек. Вооружаются как стационарными, так и подвесными двигателями, достаточно мощными для лёгкой (всегда трейлерной) лодки.
Быстрые и маневренные, они полностью соответствуют своему названию: «running about on the water» («бегущий по воде»). Прекрасное дополнение к девизу «Солнце, воздух и вода…» – на этих лодках сотни семейств выезжают летом на природу (которая максимум в часе глиссирования в одну сторону) или просто наслаждаются полётом по водной глади. Удобен ранэбаут и для буксировочных развлечений – на «бананах», «таблетках» и водных лыжах. Ограничитель применения – волна: лёгкие лодки начинает ощутимо бить даже 30-сантиметровыми гребнями, поэтому их «ареал обитания» – реки и озёра.
Ранэбаут неудобен для рыбалки, охоты, дайвинга и других мероприятий, предполагающих активное передвижение по кокпиту и свободный доступ ко всему периметру борта.

Плавдачи (нouseboat)
Эти суда – тоже откровенные «речники», даже средняя волна им противопоказана. В отличие от «ранэбаут» и других глиссеров, плавдачи обычно неторопливы. Зато на борту имеется почти всё, входящее в понятие настоящего домашнего комфорта.
Достаточно большой (от 8 до 20 и больше м) плоскодонный корпус приличной ширины, бОльшую часть которого закрывает надстройка (шириной обычно от борта до борта). Двигатель стационарный или подвесной, относительно маломощный. Его задача – не торопясь, переместить судно на избранное место стоянки (впрочем, строятся и глиссирующие плавдачи).
Внутри надстройки размещены полноценный (в полный рост) салон с большим обеденным столом, хорошо экипированный камбуз с ёмкими рундуками для солидных припасов съестного, туалет, душ, спальные каюты. Крыша надстройки зачастую служит большой открытой площадкой для детских игр и загорания, часть её обычно закрывают бимини-топом. Большие встроенные баки для воды обеспечивают завидную автономность, а множество рундуков позволяет разместить всё, что может понадобиться на длительном отдыхе. Обычны для плавдачи кондиционер, стационарная система горячей воды и дизель-генератор, который всё это питает.
Это судно для длительного отдыха на природе всем семейством или компанией друзей (от 4 до 15 человек), без преодоления значительных расстояний – этакий мобильный отель на плаву.

Суда-раритеты и их копии
Нельзя не упомянуть и катера 20-х, 30-х или 50-х годов – в мире не переводятся ценители «старого доброго». Длинные, непривычно закруглённые корпуса благородно сияют лакированным деревом (обычно красным) в сочетании с хромированными или латунными элементами оборудования. Именно такими судами проще всего «выделиться» на фоне доминирующего пластика, сколь бы изящны ни были его формы. Но красота требует жертв: ежегодное обслуживание раритетных судов стоит намного дороже обычных, а работа с деревом требует много времени и высокой квалификации.
Копии судов середины прошлого века, сделанные в наши дни, гораздо более устойчивы к окружающей среде – об этом заботится внешне почти неразличимая визуально эпоксидная защита дерева.

Упомянем ещё аэроглиссеры, катера на электротяге и на воздушной подушке. Впрочем, это уже экзотика, которая встречается крайне редко (по крайней мере, на акваториях Украины).