Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Регистрируем яхту
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Мельников Николай, Лебедев Вячеслав; Страница в журнале: 0;

Готовясь к покупке или к постройке яхты, необходимо своевременно определиться с вопросом ее государственной регистрации.

Регистрация яхты (как и любого судна) предполагает предоставление ей права плавания под флагом какого-либо государства (т.е. определение национальности яхты), а также регистрацию права собственности и другие процедуры. Осуществление регистрации означает, что правительство государства, чей флаг будет нести данная яхта, проверило правовые аспекты приобретения и техническое состояние яхты, убедилось в их полном соответствии своим национальным и международным требованиям и свидетельствует об этом перед всеми заинтересованными лицами. Любое государство, даже не имеющее выхода к морю, наделено правом выдачи судам документов на плавание под своим флагом.
Хочется подчеркнуть, что предоставление судну (яхте) национальности и права плавания под флагом соответствующего государства – это ключевой момент регистрации. Все другие процедуры, даже включая регистрацию права собственности, имеют несравнимо меньшее правовое и практическое значение.
Государственные судовые реестры бывают «национальные» (или «закрытые»), регистрирующие суда, которые принадлежат только резидентам - физическим и юридическим лицам (например, Украина). Есть также «открытые», т.е. предоставляющие право регистрации судна (яхты) всем желающим (например, Панама, Белиз, Британские Виргинские острова).
Необходимо отметить, что в международном морском праве не содержатся нормы прямого действия, обязывающие регистрировать суда. Теоретически судно (яхта) может быть незарегистрированным ни в одном судовом реестре и не иметь государственной принадлежности. Такое судно не может быть автоматически признано пиратским или виновным, однако это судно будет чувствовать себя спокойно только в открытом море. Отсутствие государственного флага на мачте сигнализирует о том, что ни одно государство мирового сообщества не контролирует данное судно, не защищает его и не свидетельствует, что это судно в техническом и правовом плане соответствует существующим нормам. Это судно (яхта) будет находиться фактически вне закона.
Если некий гражданин Украины на свои честно заработанные и оставшиеся после налогообложения средства желает приобрести яхту, уже привезенную кем-то в Украину, или построенную в Украине (или же украинское предприятие совершит подобное за счёт собственных средств), то вопрос регистрации не будет вызывать сомнений – Украина. В этом случае яхту для клиента охотно и быстро зарегистрирует фирма-продавец.
Но если яхта приобретается за рубежом или покупателем (заказчиком) строящейся яхты выступает иностранная компания (возможно, офшорная), то возникает возможность (а порой и необходимость) регистрации яхты не в Украине.
Одним из эффективных способов использования офшорных компаний является оформление на них имущества, в том числе и недвижимого. Зачастую таким имуществом выступают морские торговые суда или яхты. В большинстве случаев основными преимуществами использования офшорных компаний для регистрации яхт являются: возможность финансовой оптимизации; конфиденциальность владения; минимизация или полное отсутствие налогов и пошлин; простота оформления.
Если вы владеете судном конфиденциально через владение компанией, то это защищает лично вас от претензий третьих лиц в отношении такого владения. Это также защищает вашу собственность от возможных исков, направленных против вас.
В большинстве офшорных юрисдикций действуют достаточно льготные условия, связанные со стоимостью регистрации судов и ежегодной стоимостью продления такой регистрации. Эти условия, как правило, дополняются условием отсутствия обложения прямыми налогами доходов, полученных от использования судна, а также, в зависимости от юрисдикции, отсутствием косвенных налогов (НДС) и таможенных пошлин.
Например, если яхту покупает резидент Украины в Украине, то в цену обязательно будет включен налог на добавленную стоимость (НДС). Если же резидент Украины покупает яхту за рубежом и ввозит ее на территорию Украины для последующей ее регистрации, то необходимо будет оплатить все таможенные платежи по импорту. Принимая во внимание то, что яхта является дорогостоящим приобретением, указанные «издержки» выливаются в весьма ощутимые суммы.
Отсутствие налоговых и бюрократических издержек при последующей перепродаже яхты - также один из немаловажных плюсов при регистрации ее на офшорную компанию.

Яхта, зарегистрированная в каком-либо «открытом» реестре, будет считаться в Украине иностранной. Так что будущий собственник яхты при принятии такого решения должен всё хорошо взвесить. Подробный анализ правового положения иностранной яхты в Украине, пограничные, таможенные, навигационные и другие особенности ее статуса будут подробно освещены нами в следующей статье.


А.А.НИЦЕВИЧ
Н.В.МЕЛЬНИКОВ
© «Международная юридическая служба», 2005
Украина, Киев – Одесса – Николаев - Ильичевск,
www.murs.com.ua
melnikov@murs.com.ua
+38-048-7155855