Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Хранитель традиций
Тема: Buster; Автор: oio; Страница в журнале: 0;

Лично мне очень импонируют мотолодки и катера с V-образными обводами. Не перечисляя всех их достоинств, остановлюсь на двух - мягкий ход на волне и низкая забрызгиваемость. Именно поэтому я всегда с большим удовольствием осматриваю и, если получается, обкатываю суда с корпусами подобного типа, будь то моногедрон или "глубокое V". И когда редакция предложила принять участие в тест-драйве Buster XXL, не раздумывая, согласился, пославши подальше надоевшие проблемы и сутолоку дел.

 

Подъезжая к стоянке у моста "Метро", я отметил: на Днепре гуляет неслабый ветер и волна уже выше средней. На обычной плоскодонке при таких условиях начинаешь чувствовать себя неуютно.
Вот и наш "пациент" - уже упомянутый Buster XXL, производимый в Финляндии одним из старейших в мире концернов – Fiskars. Лично я это имя отлично помню, и притом давно, ещё с "долодочных" времён. У меня ещё хранится старинный, начала ХХ века, столовый прибор. Так вот, на ноже стоит то же клеймо – Fiskars. Точили нож последний раз лет пять-шесть назад, но сталь высочайшего качества хранит заточку. Честно говоря – на душе стало тепло. Всегда приятно, когда традиции продолжаются, теперь уже в ином аспекте.
Однако вернёмся к Buster XXL. Вот он – спокойно ждёт, мерно покачиваясь у причального бона. На берегу точно такой же, но на трейлере и закрытый сверху тентом. Днище, однако, вызывающе выставлено напоказ, поблескивает полированным алюминием. Зрелище, конечно, красивое, но как насчёт коррозии?
В полученном ответе – нескрываемая гордость и пресловутая финская практичность. "Buster" принципиально не окрашивает корпуса. Применение "морского" алюминиевого сплава, использование сварных (а не клёпаных!) соединений гарантируют однородность и коррозиоустойчивость материала. Если добавить, что стрингеры и шпангоуты привариваются вручную, а квалификация финских судостроителей известна всему миру (30% советских судов в 80-х годах заказывались именно у финнов), то понятно, почему на корпус даётся 6-летняя гарантия! Её подтверждают оставленные "напоказ" солидные сварные швы –на севере нужна надёжность, тут не до шуток. Что же касается окраски корпуса, то инженеры и конструкторы компании полагают: появляющаяся в процессе эксплуатации оксидная плёнка ещё более повышает коррозийную устойчивость основного материала, на манер патины у бронзы. За лакокрасочным покрытием же со временем потребуется уход, к тому же сколы и царапины на краске способствуют потере скорости и обрастанию корпуса на стоянке. А так – помыл жидким мылом лодку и дело с концом.
Всегда был уверен, что у лодки северного происхождения в носовой части должна наличествовать палуба либо с багажником, либо с каютой-убежищем. Но заглянул в катер и изумился: лобовое стекло разрублено пополам, образуя проход между двумя консолями, и от него до тупого (так на стоянке удобнее) форштевня расположился длинный носовой кокпит. А как же непотопляемость? И, второе: такой кокпит должен забрызгиваться, а это в условиях Скандинавии – не слишком ли? Просто, отвечает хозяин. Попутно отвлекаюсь на решение этих вопросов – как? На случай аварии плавучесть обеспечена вспененным полиуретаном. В отличие от "блоков непотопляемости", которыми были набиты советские "Темпы" и "Нептуны" он не тонет, воду не впитывает, не гниёт и не горит. И закрываем тему безопасности: продукция "Buster by Fiskars" соответствует требованиям NBS (свод тестов на безопасность, действующий в Скандинавии).
Теперь о корпусе в смысле "наполнения". Подходя с кормы, отметили удобный трапик для купания, расположенный на транце слева от мотора. Несомненно нужный аксессуар. Обилие релингов и всевозможных поручней – тоже не мелочь. Не скрою – перестраховался. Можно было спокойно зайти в кокпит сбоку, через правый, ошвартованный, борт. Но: килеватость корпуса – 17,50 – больше чем у известного всем "Днепра", которого хают за валкость на стоянке. Поэтому решил – полезу с носа. Если валкий Buster – то или за релинги удержусь, или вода ещё тёплая… Но в носовой кокпит спускаюсь сбитый с толку. Мой вес (120 кг) должен был хотя бы заставить лодку накрениться или ещё как-либо выразить почтение такой нагрузке – нет, всё спокойно.
С удовольствием осматриваю обилие рундучков под диванчиками и багажник в носу. Признаюсь: всевозможные багажники и "бардачки" для припасов и заначек – давний "пунктик" владельца тихоходного "стационара". Здесь же отмечаю, что всё спрятанное найти можно достаточно быстро. Прохожу через "блок-пост" консоли управления в кормовой кокпит. Так: два вращающихся кресла и кормовой диван. Где тент?! Откидываю спинку кормового дивана – дуги уходят под неё. Кто сказал, что всё должно быть на виду? Для чистоты эксперимента ставим тент силами новичков – 5 минут. "Проруб" в лобовом стекле закрыт пристёгнутым пологом со вставкой из прозрачного пластика. А вот носовой кокпит - открытый. Тент над ним просто не предусмотрен конструкцией. Хозяева отвечают, что на это указывали и финнам: как спать в лодке с открытым кокпитом? Финны с огромным удивлением объясняли: в лодке спать не нужно, для этого есть ботель! На реплику, что это у них есть, а нас нет, следовало: быть такого не может, ботель наверное есть, только вы не знаете. Поэтому тент (если он Вам понадобится) придётся заказывать в Украине, в любой специализированной фирме. Забегая вперёд, скажу – это единственный обнаруженный нами недостаток, если его можно таковым считать.
Осматривая кокпит далее, замечаем фонарики подсветки и прикуриватель на консоли приборов, а также штурманскую лампу (точечного света, чтобы не гасить т.н. "ночное зрение" пилота) и удобно расположенное ДУ двигателя: рукоять газ-реверс с клавишей ТРИМа. Замок зажигания снабжён аварийной чекой (по опыту скажу – вещь просто необходимая. Сколько раз приходилось прыгать в "озверевшие" лодки, нарезающие круги вокруг незадачливого купающегося "капитана"…) И опять – вокруг "бардачки", рундучки, полочки и карманы – есть где сердцу отдохнуть!
Начинает работать 140-сильный четырёхтактный SUZUKI, пока ещё в режиме прогрева. Но вот щелчок трима, посапывание гидравлики и - отдаём швартовы. Наш путь - вверх по Десёнке – тут мало лодок и купающихся, есть возможность проделать и "слалом", и просто "прохватить с ветерком". Для непосвящённых: здесь глубины порядка 20 метров быстро сменяются 1-2-метровыми, иногда из воды выглядывает топляк – не зная броду… В лучшем случае можно "обточить" лопасти винта, в худшем – кончить как легендарный "Варяг". Но уповая на то, что "брод знаю", заходим.
Катер идёт на глубинах 1-1,5 метра не теряя скорость. Сказывается килеватость – эффект "присасывания" сходит почти на нет. Что ни говори, проходимость у килеватых судов несколько получше, чем у плоскодонок, хотя многие считают иначе. Начинаем "крутиться": умеренные крены, малая циркуляция, достаточно острая реакция на перекладки штурвала – хорошо! При резком сбросе газа выбег судна невелик, но транец догоняет волна – не беда, благодаря самоотливному рецессу и высокой переборке лодка её откровенно "игнорирует". А если что, справятся электропомпы, устанавливаемые в стандартной комплектации (как, кстати, и выключатель "массы", ходовые огни, релинги, проводка, огнетушитель и т.п.).
Сажусь за штурвал, взгляд на приборы – всё видно, всё под рукой. Навигационный комплект "Lowrаnce" хорошо доступен и для контроля, и для управления им. даже на большой скорости. В углублении на торпеде ещё перед поездкой рискнул оставить свой NIKON – аппарат не шелохнулся даже на виражах. Добавляем газ, резко, до отказа. Ещё один плюс данного типа обводов – набор скорости хоть и стремительный, но плавный, шансов улететь за борт много меньше, чем на плоскодонке. На ходу играем ТРИМом – нос катера подымается невысоко даже на максимальных значениях, обзор великолепен. Заметим: сиденья и водителя и штурмана имеют подъёмную скобу для облегчения рулёжки стоя и изменения посадки на более высокую. К слову – на судах такого класса это решение лично мне попадается впервые, обычно это аксессуар более "жирных" моделей. Так что огромное спасибо – решение не просто удобное, а очень классное.
Проходим на черепашьей скорости пляжи Гидропарка и вырываемся "из-за острова на стрежень". Волну развело покруче, ветер тоже не утих. Газу! На спидометре 72 км/час при 5000 об/мин! Легко прошивая волны, летим к Оболони. Великолепие "моногедрона" или "глубокое V" – катер с его килеватостью как раз посередине. Ударов о волну практически нет, хотя порой судёнышко летит "на честном слове и на одном винте". Приводнения мягкие, удар "растянут" во времени и от этого не чувствуется. Ничто не дребезжит – полиуретан в полостях корпуса превосходно гасит вибрацию. На волне, при 70 км/час, наш фотограф перемещается по лодке, работая, высовываясь за борт, снимая каждый квадратный дюйм площади судна и моменты испытаний. Поскользнутся трудно – пол застлан шероховатой фанерой с набивкой, повсюду ручки, подлокотники, релинги… Чувствуется – финны расстарались!
Возле Речвокзала (волнение ещё более усиливается) закладываем несколько виражей. Поведение катера отличное, равно как и устойчивость на курсе. С улыбкой вспоминаю свои опасения – ни носовой, ни тем более кормовой кокпит не забрызгиваются. Вопрос: электропомпы что же, от дождика? Добираемся до Оболони, где на акватории залива и проводим финальные съёмки. Пробуем катер и мотор на всех режимах, от хода со скоростью 2,2 км/час до виражей на 70 км/час. Управляемость остаётся стабильно хорошей, нет ни вялости на малых оборотах, ни "бритв" на больших.
"Усталые, но довольные", прыгая с волны на волну несёмся на стоянку, попутно распугивая "надувнушки", заякоренные, как водится, прямо под мостами, посреди судового хода. Несколько кадров с моста на пролетающий внизу Buster – и приветливые глаза его эмблемы на борту лукаво подмигивают нам на прощание.

Итоги подведём…
Как говорил бессмертный Корейко у Ильфа и Петрова – "Папка хорошая, спору нет, купить можно…" Но мы обойдёмся без многозначительных троеточий. Лодка хорошая. Отмеченный небольшой недостаток – открытый носовой кокпит – легко превратится в неслабый плюс и в жаркий июльский полдень, и во время осенних рыбалок и охоты. Конечно, если вы хотите жить в лодке, то нужно покупать соответствующее судно, а пересидеть непогоду с успехом можно и под прекрасным фирменным тентом. Хотя "пересидеть" – слово неточное, ведь двигаться с поставленным тентом также весьма комфортно, что мы с успехом и испробовали. Так что Buster XXL полностью, до мелочей, соответствует своему назначению и от недостатков свободен полностью. Для своих целей эта лодка великолепна, и я подписываюсь под каждым своим словом.

P.S. А традиции всё-таки классная вещь. И Fiskars продолжает их блестяще. Поэтому Buster XXL по праву и назовём – хранитель традиций.

Евгений В. НАГОРНЫЙ.